|
"ЭНТЕРРА": ИННОВАЦИИ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ
Жесткая ошиновка с литыми шинодержателями – уникальное решение, обеспечивающее
высокую скорость и простоту монтажа, возможность быстрого расширения распределительного устройства на подстанциях.
Группа компаний "ЭнТерра" реализует проекты по строительству и реконструкции высоковольтных объектов (подстанций и сетей) на классы напряжения 35, 110, 220 кВ на условиях "под ключ" (отпредпроектной стадии до ввода в эксплуатацию).
Под управлением ЗАО УК "ЭнТерра" находятся следующие предприятия:
- проектно-конструкторский центр "ГлобалЭлектро" - проектирование объектов энергетики;
- производственная фирма "КТП-Урал" - производство металлоконструкций для подстанций, жесткой ошиновки и токопроводов;
- строительно-монтажное управление "ЭнТерраСтрой" - строительно-монтажные и пусконаладочные работы;
- проектно-внедренческий центр "ТелеСистемы" - проектирование и реализация систем автоматизации, контроля и управления, а также систем учета энергии.
Постоянными заказчиками являются:
- Федеральная сетевая компания,
- Газпром,
- Транснефть,
- Московская областная электросетевая компания,
- Министерство обороны РФ,
- Лукойл,
- Иркутскэнерго,
- Межрегиональная сетевая компания Урала,
- Уральская горно-металлургическая компания,
- Уралвагонзавод.
На сегодняшний день Группа компаний "ЭнТерра" - это более 120 успешно реализованных проектов, 3-е место вРоссии по количеству производимых комплектных подстанций 35-110 кВ.
Ни для кого не секрет, что энергетика России в последние годы переживает настоящий ренессанс. Огромный и сложнейший технологический комплекс, работавший на износ в девяностых годах, наконец получил инвестиции и возможность развиваться.
В электросетевом комплексе разработана и воплощается "Стратегия развития Единой национальной электрической сети (ЕНЭС)". Среди приоритетов в развитии сети указаны не только задачи обеспечения растущих нужд потребителей и выдачи мощности новых электростанций, но и доведение технического уровня ЕНЭС до мировых стандартов, повышение эффективности за счет снижения издержек.
Стратегия развития ЕНЭС предусматривает активное внедрение современных технологий и разработок с учетом новейших достижений отраслевой науки и техники. Использование новой электротехники и современных подходов к проектированию, строительству, эксплуатации сетей повысит надежность, наблюдаемость, управляемость, пропускную способность сетей, снизит потери и аварийность. Возведение сетевых объектов должно требовать меньше времени, пространства, материальных и человеческих ресурсов.
Среди эффективных способов снижения затрат и сроков строительства распределительных устройств на подстанциях специалистами ОАО "ФСК ЕЭС" особо выделяется применение жесткой ошиновки.
ПРЕИМУЩЕСТВА ЖЕСТКОЙ ОШИНОВКИ С ЛИТЫМИ ШИНОДЕРЖАТЕЛЯМИ
Жесткая ошиновка предназначена для выполнения электрических соединений между высоковольтными аппаратами в открытых и закрытых распределительных устройствах.
Применение жесткой ошиновки позволяет уменьшить площадь землеотвода для строительства распределительного устройства (на 18 %1), снизить массу металлоконструкций (на 55 %), уменьшить объем земляных работ (на 20 %), потребность в гибком проводе (на 45 %). Кроме того, снижаются трудозатраты (на 15 %) и стоимость строительно-монтажных работ (на 26 %). За счет уменьшения высоты расположения жесткой ошиновки упрощается обслуживание оборудования распределительного устройства. Группа компаний "ЭнТерра" разрабатывает и производит комплекты жесткой ошиновки для типовых и нетиповых схем (рис. 1). Ошиновка поставляется как в составе комплектных блочно-модульных подстанций производства группы компаний "ЭнТерра", так и отдельно, для комплектации подстанций других производителей.
Основная инновация, примененная в конструкции ошиновки,- использование уникальных соединительных элементов - литых шинодержателей с гибкими связями (фото 1). Литые шинодержатели дают возможность практически полностью отказаться от сварных соединений при монтаже ошиновки.
Руководитель отдела разработок Денис Савохин объясняет: "Мы пошли на изготовление литых шинодержателей, так как это позволило сократить сроки разработки жесткой ошиновки для конкретного объекта с 10 до 2 дней, сократить сроки разработки конструкторской документации, а также существенно уменьшить сроки изготовления и монтажа. По сравнению со старым вариантом, в котором применялись сварные швы, использование литых шинодержателей в конструкции жесткой ошиновки снизило трудоемкость монтажа вдвое".
Отказ от сварки для соединения шин между собой и с оборудованием позволил использовать в качестве материала шин трубу из сплава 1915Т (вместо сплава АМг6) с лучшей электропроводностью, более высокой механической прочностью и коррозионной стойкостью, что способствовало увеличению допустимого длительного тока шин.
Денис Савохин выделяет еще одно важное качество ошиновки с литыми шинодержателями: "Эта конструкция жесткой ошиновки технически превосходит стандартную со сварными швами. Например, наибольший ток электродинамической стойкости увеличен с привычных 80 до 125кА".
Кроме того, отказ от применения сварных соединений позволил исключить опасность отжига металла шин и таким образом добиться повышенной надежности. Использование литых шинодержателей, в отличие от применения сварного шва, обеспечивает возможность свободного перемещения шин при температурных изменениях их длины, а также при небольших отклонениях, возникающих в фундаментах при строительстве и эксплуатации.
Ошиновка, поставляемая на объект, имеет высокую степень заводской готовности. Применение литых шинодержателей и болтовых соединений позволяет быстро и без сварочной техники производить монтаж ошиновки, оперативно выполнять замену шин, например, при расширении распределительного устройства. Шины могут быть в сжатые сроки демонтированы и применены вновь на другом объекте.
"Для клиента применение жесткой ошиновки с литыми шинодержателями - это прежде всего удобство использования и эксплуатации, быстрое изготовление, скорость монтажа, а также огромное превосходство по техническим характеристикам", - отмечает начальник отдела продаж по России Алексей Зашихин.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Ошиновка представляет собой систему жестких шин трубчатого сечения, изготовленных из алюминиевого сплава 1915Т (табл. 1). Шины устанавливаются на высоковольтном оборудовании при помощи литых шинодержателей, изготовленных из алюминиевого сплава АК12 или аналогичного. Соединение жестких шин между собой, а также шин с контактами оборудования осуществляется сертифицированными литыми шинодержателями и гибкими контактными связями.
Электрический контакт между шинами обеспечивается алюминиевым проводом, который опрессовывается в гильзах шин (табл. 2, фото 2).
Для предотвращения раскачивания шины в больших пролетах предусмотрено виброгасящее устройство.
Конструкция узлов крепления жестких шин обеспечивает компенсацию смещения шин, возникающую вследствие деформации грунта, смещения блоков в процессе эксплуатации, а также при температурных изменениях длины шины, что особенно важно для регионов со сложными климатическими условиями.
Шины перемычки крепятся к опорным шинам 4 скобами, по две с каждой стороны. С одной стороны узел жесткого крепления (скобы соединяют шины без зазора), с другой стороны узел свободного крепления (скобы соединяют шины с зазором 5-7 мм). Зазор обеспечивает компенсацию температурного расширения шин.
Для выполнения отпаек от жесткой ошиновки в местах, где это необходимо, к шинам привариваются контактные пластины.
ЦВЕТОВОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ (МАРКИРОВКА) ФАЗ
По желанию заказчика цветовое обозначение (маркировка) фаз шинного модуля может выпол-няться одним из двух способов: при помощи маркировочных колец или покраской жестких шин по всей длине.
Основным способом является цветовое обозначение фаз маркировочными кольцами (фото 3). Окраска алюминиевых шин по всей длине может оказаться необходимой для более интенсивного охлаждения (например, в ЗРУ) или для защиты от химической коррозии в случае,
если ошиновка предназначена для эксплуатации на объектах с высокой степенью загрязнения атмосферы.
Маркировка фаз шинного модуля при помощи маркировочных колец имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными способами нанесения лакокрасочного покрытия. Порошковое покрытие маркировочных колец долговечно, что исключает необходимость перекраски шин в течение всего срока эксплуатации. Применение колец снижает затраты на транспортировку и хранение ошиновки, так как отсутствует опасность повреждения лакокрасочного покрытия шин.
Маркировочное кольцо изготавливается из алюминиевой трубы длиной 50-100 мм, имеющей диаметр, равный диаметру шины. Толщина кольца не более 3 мм. Вдоль оси кольца для устранения индуцируемых токов имеется разрез шириной не более 10 мм.
Маркировочные кольца подвергаются порошковой окраске в желтый, зеленый, красный цвет в соответствии с требованиями "Правил устройства электроустановок". На каждой фазе ошиновки, в зависимости от ее длины, может быть установлено несколько колец (например, два по краям и одно посередине шины).
КАЧЕСТВО
Качество жесткой ошиновки с литыми шинодержателями подтверждено соответствующими испытаниями и расчетами. Ошиновка испытана в НИЦ ВВА (Москва) на стойкость к термическому и электродинамическому действию токов короткого замыкания, на нагрев ошиновки допустимым длительным током. Литые шинодержатели испытаны на механическую прочность в испытательном центре "УралНИИАС".
Жесткая ошиновка с литыми шинодержателями сертифицирована в составе подстанции распределительной блочно-модульной типа ПРБМ "Исеть" в системе ГОСТ Р и может применяться в составе подстанций любых производителей.
1Для схемы 110-12 по данным ОАО «ФСК ЕЭС».
Для схемы 110-12 по данным ОАО «ФСК ЕЭС».
ЗАО УК «ЭнТерра»
620137, г. Екатеринбург,
ул. Студенческая, 1, корп. 3, оф.10
Тел./ факс: (343) 345-09-70,
228-16-41
zaouk@energoterra.info
www.energoterra.info
Московское представительство:
117630, г. Москва,
ул. Обручева, 23
Тел./ факс: (495) 330-09-28,
334-16-49
|
|