|
О СТРАТЕГИИ
ВОСПРОИЗВОДСТВА
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ
В ближайшее время Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики будет скорректирована, а инвестиционные планы приведут в соответствие
с сократившимися потребностями покупателей и с уменьшившимися инвестиционными возможностями энергетиков.
Сейчас, возможно, самое время не торопясь обдумать и взвешенно обсудить
идеи, касающиеся воспроизводства генерирующих мощностей, высказываемые
профессионалами. Что-то принять на будущее, от чего-то отказаться, но в любом
случае рассматривать весь спектр предложений.
Так, возврат к более активному участию государства в работе отрасли, к которому призывает Василий Васильевич Платонов, наверняка найдет немало и
оппонентов, и сторонников. При этом, как справедливо отметили В. Овсейчук и
Г. Кутовой, откликнувшиеся на его статью, «каждый энергетик стремится к тому,
чтобы отрасль в современных рыночных реалиях не потеряла достигнутой
трудом предшествующих поколений беспрецедентной стабильности».
Василий Платонов,
д.т.н.,
профессор ЮРГТУ (НПИ),
г. Новочеркасск
Безопасность страны – экономическая, техническая, экологическая и т.д. – требует, чтобы управление такой сложной и
опасной системой жизнеобеспечения, как электроэнергетика,
было высокопрофессиональным, а руководство отраслью – квалифицированным и ответственным.
Пятнадцатилетний опыт общественно-административного
(1991–1997 гг.) и формально-рыночного хозяйствования (1998–2006
гг.) показал, что отказ государства от реального управления отраслью
– ошибка. Из-за отказа от приоритета технологического управления
этим высоко опасным производством, раздробления единого электроэнергетического комплекса на сотни частных предприятий и отмены
государственных гарантий надежности энергоснабжения электроэнергетическая система России, признанная лучшей в мире по надежности
и экономичности, фактически утратила эти важнейшие качества.
Даже в период активного реформирования отрасли 2002–2006 гг.
затраты РАО «ЕЭС России» на развитие электроэнергетики составляли
менее 10% от выручки холдинга (табл. 1). Соизмеримые затраты собственно АО-энерго на 60% состояли из амортизационных отчислений,
направленных на ремонт устаревшего оборудования.
Соответственно износ всех видов оборудования электроэнергетического комплекса страны нарастал и составил:
– для тепловой генерации [2]:
годы | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
процент износа | 55,7 | 57,8 | 59,9 | 62,0 | 64,1 |
– для сетей ФСК – 41%;
– для подстанционного оборудования – 65% [3].
Наиболее изношено (до 80%) оборудование ТЭЦ, а 50% этого
оборудования отработало проектный ресурс дважды [4].
Использование изношенного оборудования увеличивает длительность ремонтов и затраты на них на 20–30% [5], а эксплуатация
устаревшего оборудования ТЭС приводит к перерасходу топлива и
дополнительным убыткам до $3 млрд в год [6].
До кризиса, в условиях роста энергопотребления, для компенсации
выбывающих мощностей и покрытия нагрузок требовалось ежегодно вводить не менее 6,8 ГВт новых генерирующих источников [7]. Фак-
тически за весь период 2002–2006 гг. было введено всего 6,6 ГВт (ГЭС
– 1,4 ГВт, АЭС – 1 ГВт, ТЭС – 4,2 ГВт [8]), т.е. только около 1,3 ГВт
новых генерирующих мощностей в год. Таким образом, по оценкам
РАН [4], РАО «ЕЭС России» было не в состоянии выполнить заявки
потребителей на подключение 50 ГВт мощности, что в тот момент
сдерживало развитие экономики регионов.
Экстерриториальный принцип организации ОГК и введение
коммерческого приоритета в диспетчеризации электроэнергии увеличивает потребность в установленной мощности до 7 ГВт и повышает
приведенные затраты более чем на $1 млрд [1].
Однако наибольший ущерб от этого разделения и коммерческой
перегрузки сетей дает двукратное увеличение потерь энергии при транспортировке – с 12 [9] до 23,5% [10]. Этот прирост потерь составил в
2003 г. около 90 ТВт·ч. В пересчете на газовый эквивалент (0,32 м3/кВт·ч
[11], что соответствует излишнему сжиганию природного газа на ТЭС
в объеме до 30 млрд м3) его экспорт позволил бы ежегодно получать
дополнительно до $9 млрд.
В целом общегосударственные убытки (до $12 млрд ежегодно)
кратно превышают прибыль от коммерческой деятельности отрасли.
В ситуации, когда износ базового оборудования отрасли достиг
2/3, прирост новой генерации не покрывал демонтаж предельно выработанных мощностей, а дефицит электроэнергии в стране нарастал,
на государственном уровне был принят ряд документов по развитию
отрасли: Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. [12];
Среднесрочная программа развития энергетики на 2006–2011 гг. [13];
Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020
г. [14]; Целевое видение развития электроэнергетики России до 2030
г. [15].
В этих документах на период до 2030 г. определены источники
финансирования и названы вновь вводимые объекты электроэнергетики общей мощностью свыше 200 ГВт. Причем только до 2011
г. намечалось завершить строительно-монтажные работы более чем
на 120 объектах [13,14], что изначально было технически неосуществимо из-за слабости существующей строительной инфраструктуры
отрасли.
Необходимо также сказать о радикальном изменении парадигмы
финансирования воспроизводства отрасли. Если в начале реформирования считалось, что основой воспроизводства электроэнергетики
станут масштабные внешние инвестиции при снижении тарифов, то
после завершения реформ и на период до 2030 г. определяющими
оказались заявки на бюджетное финансирование в объеме до $600–700
млрд [15] при многократно возросших тарифах на электроэнергию
и тепло.
В преддверии роста энергопотребления в послекризисный период предлагаю обсудить ряд предложений, которые, на мой взгляд,
помогут наладить системное воспроизводство электроэнергетики
России.
УПРАВЛЕНИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВОМ
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
Для управления воссозданием отраслевых мощностей необходимо образовать Министерство воспроизводства электроэнергетики
(МВЭ), по статусу аналогичное МЧС, по составу – исключительно
профессиональное, как в США.
В структуру МВЭ должны входить:
- Комитет по проектированию воспроизводства электроэнергетики;
- Комитет по строительству объектов электроэнергетики;
- Комитет по воспроизводству технологического оборудования и аппаратуры управления;
- Комитет по финансированию воспроизводства электроэнергетики.
Комитет по проектированию воспроизводства электроэнергетики. Состав – все проектные и научно-иссле довательские
институты в сфере электроэнергетики со 100% государственным
пакетом акций. Каждый институт должен иметь утвержденные
долгосрочные планы с указанием сроков выдачи документации по
конкретным объектам.
Задачи Комитета – прогнозирование развития электроэнергетики
и проектирование энергообъектов. Прогнозирование должно быть
увязано с общей программой экономического развития страны.
Долгосрочность прогнозов имеет второстепенное значение. В качестве основы проектирования на период до 2020 г. целесообразно
использовать наработки специалистов по «Энергетической стратегии
развития России до 2020 г.», корректируя сроки и объемы с учетом ее
фактической реализации.
Комитет по строительству объектов электроэнергетики. Работа
Комитета (аналог Министерства строительства электростанций в
СССР) представляется наиболее сложной. Следует напомнить, что
до 1990 г. строительная база с коллективами квалифицированных
строителей и проектировщиков обеспечивала ввод всех видов объектов, необходимых для воспроизводства электроэнергетики страны
в объемах до 10 ГВт в год [16]. При этом работы концентрировались
одновременно только на 20–30 объектах. Однако в результате ускоренной приватизации 1992 г. в отрасли осталось всего 26 крупных
строительно-монтажных организаций из 330 [17]. Сегодня эта слабая
строительная база дополнена всего 20–30 компаниями, не обеспеченными кадрами нужной квалификации.
Представляется, что интересам страны отвечает возрождение
инфраструктуры отраслевого строительно-монтажного комплекса.
Необходимо создать несколько крупных фирм, специализирующихся
на строительстве, монтаже и наладке электростанций различных
типов.
Комитет по воспроизводству технологического оборудования
и аппаратуры управления. Его задача – готовить законодательную
базу и осуществлять надзор за работой холдингов, объединений и
заводов по котло- и реакторостроению, производству силовых машин и аппаратов. Все предприятия энергомашиностроения должны
работать по контрактам, определяющим объемы и сроки в соответствии с краткосрочными и долгосрочными планами воспроизводства
электроэнергетики. Принципиально важно учитывать инновации в
отрасли и отказаться от производства устаревшего оборудования.
Атомная электроэнергетика. В данной области, сохранившей в
основном инфраструктуру, обеспечивающую воспроизводство мощностей, следует выделить следующие первоочередные задачи:
- форсированное строительство АЭС, для которых подготовлены площадки с суммарной мощностью 38 ГВт (из них 18 ГВт имеют строительный задел от 20 до 70%);
- внедрение малых АЭС мощностью до 70 МВт;
- расширение объема научно-исследовательских и проектноконструкторских работ (совершенствование блоков ВВЭР повышенной мощности, доводка и серийное производство блоков с реакторами на быстрых нейтронах, освоение высокотемпературных гелиевых реакторов, развитие атомно-водородных технологий).
Тепловая электроэнергетика. В данной области инфраструктура
воспроизводства оборудования в значительной степени утрачена, а научные исследования долгое время практически не финансировались,
поэтому здесь необходим дифференцированный подход к решению
задач, среди которых первоочередными можно считать следующие:
- освоение экологически чистых технологий сжигания угля и переход на суперсверхкритические параметры пара с увеличением КПД ТЭС до 50–55%. В этой сфере отставание нашей страны от мировых достижений составляет 15–20 лет, поэтому нужна масштабная закупка за счет средств Стабилизационного фонда РФ зарубежных технологий и их тиражирование в России;
- повышение эффективности использования газового топлива за счет переоборудования ТЭС и котельных отечественными газотурбинными установками мощностью 0,5–5 МВт с утилизацией продуктов сгорания для выработки тепла.
Гидроэнергетика. Помимо завершения начатого строительства ГЭС, требуется восстановить регулирующий эффект ГЭС и
ГАЭС в графиках нагрузок. Большинство ГЭС России построено на равнинных реках около 50 лет назад, и сегодня вследствие заили-
вания средняя глубина водохранилищ сократилась вдвое и составляет
около 10 м.
Дноуглубление и сокращение поверхности водохранилищ ГЭС
за счет намыва грунта на мелководье и восстановления сотен тысяч
гектаров земель даст экономический эффект, исчисляемый десятками
миллиардов долларов. Лизинговое приобретение дноуглубительной
техники и ее работа в часы минимума нагрузок электрической сети
по сниженным тарифам кратно снизит затраты на решение этой
общегосударственной задачи.
Передача и распределение электроэнергии. Воспроизводство
технологического оборудования и аппаратуры управления, обеспечивающих передачу и распределение электроэнергии, потребует по
экспертным оценкам [18, 19] от 40 до 50% затрат на строительство
электростанций (т.е. $70–90 млрд).
Полагаю, что закупка на конкурсной основе импортной электротехники (силовых и измерительных трансформаторов, коммутационной аппаратуры) для новых электростанций экономически и
стратегически не обоснована из-за необходимости ее дальнейшего
фирменного обслуживания.
Выпуск достойного отечественного оборудования для передачи и распределения электроэнергии – важнейшая задача в сфере
электроэнергетической безопасности России, учитывая массовые
потребности в этом оборудовании и специфику его ремонта на обширной территории страны.
Комитет по финансированию. При ограниченном численном
составе Комитет должен формироваться индивидуально из специалистов, имеющих ответственную государственную позицию. Все сделки
по контрактам должны быть гласными и исключать личную заинтересованность. Наряду с Комитетом контролировать расходование
инвестиционных средств могут ассоциации потребителей.
По действующему законодательству инвестиционные средства
формируются за счет продажи частным структурам тепловой генерации страны и привлечения внешних инвесторов. Специалисты
института систем энергетики им. Мелентьева СО РАН показали, что
при привлечении заемного капитала под 17% годовых сроком на 10 лет
тариф для потребителей должен быть увеличен на 3 цента/кВт·ч [20].
При потреблении к 2010 г. около 1000 млрд кВт·ч электроэнергии это
дополнительное увеличение тарифа будет соответствовать ежегодному изъятию у населения и из экономики страны $30 млрд. Согласно
[20, 21] только 1/3 этой суммы составляет стоимость построенных
объектов электроэнергетики, а $20 млрд – это прибыль владельцев
заемного капитала и новых собственников электростанций. Поскольку
кратное увеличение тарифов на электроэнергию неприемлемо для
экономики страны, то предусмотренное внешнее инвестирование
было изначально нереальным.
Экономической основой для воспроизводства электроэнергетики
должен стать образованный при Президенте РФ централизованный
инвестиционный фонд, формируемый за счет:
- опережающей инвестиционной составляющей в тарифах на теплои электроэнергию;
- заемных средств населения;
- бюджетных отчислений для строительства объектов государственного значения;
- средств Стабфонда – исключительно для закупки новых технологий.
Энергообъекты, созданные за счет инвестиционного фонда,
должны увеличивать долю государства в акционерном капитале
энергокомпаний.
Инвестиционная составляющая тарифа и заемные средства. Наиболее экономически мягкая форма получения средств для воспроизводства электроэнергетики России – это инвестиционные отчисления
в тарифах.
Ожидаемое увеличение тарифа составит около 15–20%, что меньше среднего ежегодного увеличения тарифов за последние 6–7 лет,
когда объемы ввода новых мощностей были незначительны.
Недостатком инвестиционного финансирования за счет тарифов
и отчасти абонентской платы за новое присоединение является отсутствие начального капитала и постепенное нарастание объема
финансовых ресурсов. Сформировать начальный капитал можно за
счет энергетического займа, который позволит привлечь средства населения под проценты, превышающие ставки по вкладам Сбербанка
РФ. Важно, чтобы отчисления на обслуживание заема закладывались
в текущий тариф в безусловном порядке и учитывались в работе
контролирующих структур. Только в этом случае средства населения
будут работать на развитие электроэнергетики.
Бюджетное финансирование обосновано для атомной и гидроэнергетики, которые имеют приоритетное значение для энергобезопасности страны. Для атомной ЭЭ объем финансирования к 2020
г. должен составлять около $50 млрд [22, 23]. Для освоения новых
технологий эта сумма должна быть увеличена на 40%, что в итоге
составит около $70 млрд. Это соответствует ежегодному вложению в
эту область $5 млрд, из которых около $1 млрд формируется за счет
тарифных отчислений.
Для гидроэнергетики бюджетное финансирование должно быть
ограничено необходимым объемом завершения строительства законсервированных объектов, большинство из которых требует дополнительных затрат на восстановление.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ВОСПРОИЗВОДСТВА ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
Профессиональное управление и кадровое обеспечение отрасли.
Производство, передача, распределение и потребление электроэнергии – неразрывный высокотехнологический процесс, в котором в
автоматизированном режиме работают сотни электростанций различных типов, десятки тысяч преобразовательных подстанций и многие
миллионы километров соединительных и распределительных систем.
Непрофессиональное изменение этих параметров и режимов чревато
катастрофическими последствиями.
Кадровое обеспечение работы отрасли, включая менеджмент и
маркетинг, ввиду специфики технологии возможно только на базе
профессионального энергетического образования. Учитывая высокую
наукоемкость электроэнергетики и энергомашиностроения, а также
быструю потерю кадрового потенциала этих отраслей и высшей
школы из-за старения кадров, необходимо безотлагательно создать
весомые экономические стимулы для привлечения молодежи к преподавательской работе в вузах.
Необходимо обеспечить за счет средств отрасли целевую подготовку специалистов в вузах России, сохранивших качество подготовки
специалистов.
Технологическое единство отрасли и надежность электроснабжения. Единство процесса производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии требует централизованного
управления электроэнергетическим комплексом страны при восстановлении технологического единства региональной электроэнергетики.
Централизованное управление электроэнергетическим комплексом
обеспечивается только при согласованной работе системного оператора и структур управления магистральными линиями электропередачи. Разделение этой единой по сути структуры, обеспечивающей
выполнение технологически необходимых режимов, на акционерные
общества создает трудности при реализации общих целей.
Электроэнергетика – особо опасное и высокотехнологичное
производство, в котором практически все параметры и режимы
управления оптимизированы по требованиям надежности и минимуму потерь энергии. Изменение этих параметров и режимов для
увеличения прибыли коммерческой структуры приводит к кратным
убыткам в государственном масштабе из-за роста потерь энергии,
технологических нарушений и аварий.
С моей точки зрения, обеспечить надежное энергоснабжение
в целом в стране и развитие экономики регионов невозможно без
восстановления технологического единства в форме вертикально
интегрированных региональных энергокомпаний.
Предложения были сформулированы в момент, когда предполагаемый рост энергопотребления в стране ожидался на
уровне 4% в год. В период экономической стагнации проблема
дефицита мощности и воспроизводства электроэнергетики не
решена – она заморожена, ведь генерирующие мощности остаются в прежнем, весьма плачевном состоянии, а инвестиционные
планы энергокомпаний (и прежде казавшиеся невыполнимыми)
сокращаются.
Таким образом, оптимальный механизм воспроизводства
электроэнергетики еще предстоит выработать, а кризис дает для
этого небольшую паузу, которую стоит использовать с максимальной пользой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воропай Н.И., Иванова Е.Ю., Труфанова В.В., Шевелева Г.И. Проблемы развития электроэнергетики, методы и механизмы их решений
в рыночных условиях / РАН ИНП семинар «Экономические проблемы
энергетического комплекса», 2007, с. 110.
2. Милов В.С. Сценарии развития реформ в электроэнергетике России //
Вести в электроэнергетике. 2004. № 1. С. 30–33.
3. Основные положения стратегии развития Единой национальной электрической сети на 10-летний период // Вести в электроэнергетике. 2004. № 6. С. 18–24.
4. Энергетика России: проблемы и перспективы: Труды научной
сессии РАН / под ред. акад. Фортова В.Е. и акад. Леонова Ю.Г.
М.: Наука, 2006.
5. Романов А.А., Земцов А.С. Необходимость технического перевооружения
России // Промышленная энергетика. 2002. № 3. С. 2–5.
6. Программа обновления объектов электроэнергетики ОАО РАО «ЕЭС
России» и АО-энерго на период до 2010 г. и прогнозная оценка до 2015 г.
// Энергетик. 2006. № 7. С. 2–4.
7. Герасин А.Б., Габург С.П. Приложение к национальному проекту «Энергетика» // Энергетик. 2006. № 7. С. 2–4.
8. К вопросу о проблемах и перспективах реализации энергетической
стратегии России: материалы аналитического управления Аппарата
Совета Федерации РФ // Вести в электроэнергетике. 2007. № 1. С. 3–5.
9. Кузьмин В.В., Образцов С.В. Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию в России.
М.: ИПК Госслужбы, 1998. С. 175.
10. Вариводов В.Н. Современные тенденции в развитии высокотехнологического оборудования для ЕНЭС // Вести в электроэнергетике. 2006. № 1. С. 44–47.
11. Крылов Д.А. Перспективы использования атомной энергии для электропривода газоперекачивающих агрегатов на компрессорной станции
«Курская» // Бюллетень по атомной энергии. 2007. № 10. С. 36–40.
12. О законодательном обеспечении реализации энергетической стратегии
России на период до 2020 г. // Вести в электроэнергетике. 2003. № 6.
С. 23–24.
13. Среднесрочная программа развития электроэнергетики на 2006–2010 годы
/ Минпромэнерго РФ // www.goverment.ru.
14. Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года
// www.rao-ees.ru/ru/invest.
15. Целевое видение развития электроэнергетики России до 2030 г. // www.rao-ees.ru/ru.
16. Волков Э.П.Баринов В.А., Маневич А.С. Проблемы и перспективы
развития электроэнергетики России. М.: Энергоатомиздат, 2001. 432
с.
17. Дьяков А.Ф., Платонов В.В. Единая энергетическая система России в
период рыночных преобразований. М.: Изд-во МЭИ, 2003. 152 с.
18. Чемоданов В.И., Бобылева Н.В., Соколов Н.Ю. Перспективы развития
Единой энергетической системы // Электро. № 1. 2002. С. 2–9.
19. Платонов В.В. Анализ развития электроэнергетики России: монография.
Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2005. 48 с.
20. Беляев Л.С., Подковальников С.В. Рынок в электроэнергетике: проблемы
решения генерирующих мощностей. Новосибирск: Наука, 2004. 250 с.
21. В.М.Батенин, В.М.Масленников. К вопросу о стратегии развития энергетики России // ТЭК. 2004. № 2. С. 59–63.
22. Мастепанов А.М. Аспекты энергетической стратегии России //ТЭК. 2001.
№ 2. С. 30–34.
23. Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. М.: РИА ТЭК,
2003. 51 с.
|
|