|
Задача противодействия
насыщению ТТ значительно шире | Года Нудельман,
к.т.н., генеральный
директор ОАО «ВНИИР»,
профессор ЧГУ,
г. Чебоксары | Станислав Кужеков,
д. т. н., профессор
ЮРГТУ (НПИ),
г. Новочеркасск |
Вопрос, затронутый в обсуждаемой статье, на наш взгляд, требует
более глубокого рассмотрения. Автор статьи не предложил специальных мер по противодействию насыщению трансформаторов тока (ТТ)
в переходных режимах, а говорил только о выборе нагрузки на ТТ, при
которой последний не насыщается в переходном режиме.
Путем моделирования переходного режима работы ТТ при номинальном токе с максимально возможной при этом апериодической
составляющей автор получил осциллограмму, иллюстрирующую
возможность насыщения ТТ. Сведения, сообщенные читателям,
общеизвестны и совсем не затрагивают специальных мер по противодействию насыщению ТТ в переходных режимах.
Противодействие насыщению электромагнитного ТТ в переходных
режимах может достигаться не только выбором нагрузки на него, но
и путем размагничивания магнитопровода, особого построения ТТ
(трансформация полуволн тока), введения немагнитного зазора, применения магнитопровода с частичным зазором и др. Имеется также
целый класс преобразователей тока, например, оптикоэлектронных,
свободных от свойства насыщения в переходных режимах. Это фактически целое направление работ, которое пока не получило должного
развития в электроаппаратостроении нашей страны.
Обеспечение правильной работы устройств релейной защиты и
автоматики (РЗА) при насыщении ТТ, о чем говорит автор, также
является специальной задачей. В частности, в дифференциальных
защитах выбор параметров тормозных характеристик производят с
учетом погрешностей ТТ (тормозные характеристики в виде ломаных
линий).
В ряде случаев применяют фазово е торможение или
дифференциально-фазный принцип. Эту задачу решают также либо
путем использования специальных алгоритмов, учитывающих особенности трансформации вторичного тока ТТ (участки достаточно
точной трансформации), либо путем компенсации погрешностей ТТ.
Устройства компенсации погрешностей ТТ в переходных режимах
пока также не получили должного применения.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА В СССР
Автор статьи говорит о пристальном внимании, которое за рубежом в настоящее время уделяется влиянию насыщения ТТ на работу
устройств РЗА. Однако стоит отметить, что этому вопросу уделялось «пристальное внимание» в нашей стране в 60–80-х годах прошлого
века. Проблемам работы ТТ в переходных режимах КЗ было посвящено большое число работ наших специалистов (И. М. Сирота,
А. Д. Дроздов, В. Е. Казанский, Л. В. Багинский, В. И. Новаш и их
ученики).
Этим вопросом занималась и комиссия при ГКНТ СССР
по релейной защите и автоматике во главе с А. М. Федосеевым. Институтом электродинамики АН УССР и ЗЗВА (г. Запорожье) были разработаны и внедрены ТТ напряжением 750 кВ и
1150 кВ с немагнитным зазором, устойчивые против насыщения в
переходных режимах.
Примерно в 1965 г. В. Е. Казанским и К. С. Дмитриевым были
опубликованы универсальные характеристики ТТ с прямоугольной
характеристикой намагничивания (ПХН) в установившемся режиме
КЗ, положенные в основу расчета нагрузок на ТТ Э. М. Либерзоном
и Е. П. Королевым. В 70-х годах прошлого века были разработаны
системы универсальных характеристик ТТ в переходных режимах,
опубликованные, в частности, в журнале «Электричество» и в книгах
по защите шин и электродвигателей.
Хотя вопросы выбора ТТ по параметрам переходного режима не
вошли в отечественные стандарты по ТТ, это не означает, что переходные режимы работы ТТ нашими специалистами не учитывались. Был
разработан циркуляр по обеспечению правильной работы дифференциальной защиты с реле ДЗТ–21 пускорезервных трансформаторов
собственных нужд АЭС в режимах самозапуска электродвигателей
с учетом переходных режимов работы ТТ, построены обобщенные
кривые токов небаланса дифференциальных защит в переходных
режимах и на их основе разработаны методики расчета уставок
дифференциальных защит электродвигателей с учетом переходных
режимов работы ТТ, вошедшие в типовые работы проектных организаций ТЭП и ТПЭП и т.д.
Может возникнуть вопрос: почему же результаты теории работы
ТТ в переходных режимах не учитываются в отечественных стандартах по ТТ?
По этому поводу можно сказать следующее. Первый «шум» о насыщении ТТ в переходном режиме работы возник в 60-е годы прошлого
века после случая неправильной работы дифференциальной защиты на
Братской ГЭС. Была выявлена причина неправильной работы – пробой изоляции на промежуточной ступени каскадного ТТ напряжением
500 кВ, возникший вследствие волновых процессов после отключения
КЗ, что было исключено путем установки разрядника на указанной
ступени.
В дальнейшем насыщение ТТ в переходных режимах в ряде случаев вызывало отключения оборудования из-за неправильных действий
устройств РЗА. В частности, неправильная работа дифференциальных
защит имела место при переходных электромеханических процессах
пуска и самозапуска электродвигателей. Следует отметить, что указанные процессы, в отличие от КЗ, не являются редкими событиями и
в них более часто проявлялось влияние насыщения ТТ в переходных
режимах.
Однако вводить повышенные требования к ТТ в части исключения
насыщения их в переходных режимах в СССР было признано экономически нецелесообразным, так как процент правильных действий
РЗА по данным ОРГРЭС был достаточно высок. Значение вероятности
возникновения значительного относительного содержания апериодической составляющей в токе КЗ так и осталось предметом дискуссий.
Большинство защит, исключая дифференциальные, в переходных
режимах только замедляются в срабатывании на время, обычно не
превышающее двух постоянных времени затухания апериодической
составляющей, а не действуют неправильно.
Поэтому было принято, что в новых разработках РЗА следует
учитывать насыщение ТТ в переходных режимах и, в частности,
новые дифференциальные защиты должны правильно действовать
при полной погрешности ТТ, равной 80%. Разработки быстродействующих дифференциальных защит шин, трансформаторов, автотрансформаторов, блоков генератор – трансформатор, генераторов
и электродвигателей в СССР велись с учетом возможности полной
погрешности ТТ в переходном режиме, равной 80% (ВНИИР, НПИ,
НЭТИ, киевский Институт автоматики и др.).
Следует отметить, что рекомендации по выбору уставок микропроцессорных дифференциальных защит ABB, разработанные ООО «АББ
Автоматизация» и ОАО «ВНИИР» с участием проф. А. М. Дмитренко
(ЧГУ) с использованием опыта эксплуатации реле ДЗТ-21, учитывают
существенное увеличение погрешностей ТТ в переходных режимах и
обеспечивают их правильное действие при насыщении ТТ.
То, что зарубежные авторы уделяли и уделяют серьезнейшее внимание проблеме обеспечения правильной работы защит шин в условиях глубокого насыщения ТТ, подтверждается фактом разработки
и применения алгоритмов, реализующих правильную работу защит
с быстродействием порядка полупериода промышленной частоты
в условиях, когда участки точной трансформации тока могут быть
не менее 2 мс (например, защиты RED 521, REB 670). Подобные
результаты обеспечивают разработки отечественной фирмы ООО
«ИЦ Бреслер».
О ПОГРЕШНОСТЯХ ТТ
Приведенные автором статьи математические выражения не
учитывают наличия остаточной индукции в магнитопроводе ТТ и
записаны для предельного случая – активного характера нагрузки на
ТТ. В этих формулах неявно выражена кратность тока КЗ, что может
ввести читателя в заблуждение. Указанные выражения приведены в
ряде работ отечественных авторов, включая публикации авторов данных строк. Формула на с. 67 (см. «Новости ЭлектроТехники» № 5(53)
2008. – Ред.) также общеизвестна – она представляет собой выражение
для определения первого момента насыщения ТТ в переходном режиме при максимальном содержании апериодической составляющей без
учета остаточной индукции в магнитопроводе ТТ.
В материале совсем не затронута закономерность трансформации
вторичного тока ТТ в переходном режиме, на которой основаны алгоритмы функционирования быстродействующих дифференциальных
защит многих фирм. Однако она положена в основу универсальных
характеристик ТТ в переходных режимах работы, позволяющих
проводить анализ поведения РЗА в переходных режимах с учетом
насыщения ТТ.
По нашему мнению, не всегда можно стать на позицию автора
статьи и не допускать повышенных погрешностей ТТ в переходных
режимах. Это потребовало бы в большинстве случаев освоения и выпуска ТТ с сердечниками для измерений и РЗА, коэффициенты трансформации которых отличались бы в 10 и более раз. При этом возникла
бы необходимость замены большого количества ТТ на действующих
электростанциях и подстанциях, что представляет собой значительную
технико-экономическую задачу. Поэтому должно развиваться и другое
направление работ – разработка устройств РЗА, практически нечувствительных к погрешностям ТТ в переходных режимах.
ВЫВОДЫ
Задача, затронутая автором, значительно шире, чем представлена
в статье. Обеспечить отсутствие насыщения электромагнитных ТТ
с немагнитным зазором в магнитопроводе в переходном режиме при
постоянной времени затухания апериодической составляющей, равной 0,3 с (КЗ на шинах мощных электростанций), значит выбирать
сопротивление нагрузки на них примерно в 100 раз меньшее, чем по
условию 10%-ной погрешности в установившемся режиме. Это определяет необходимость увеличения в 100 раз сечений жил контрольных
кабелей, фактически являющихся нагрузкой во вторичных цепях ТТ.
Выполнить такое условие можно далеко не всегда, о чем прямо и должен
был сказать автор статьи. Правда, в ряде случаев это условие можно и
реализовать, но следует ли?
Представляется также, что дифференциальная защита шин, не
рассчитанная на условия работы с повышенными погрешностями ТТ
в переходных режимах, вряд ли может получить широкое распространение как в России, так и в других странах.
|
|