Новости Электротехники 2(128)-3(129) 2021





<  Предыдущая  ]  [  Следующая  >
Журнал 1(85) 2014 год     

Испытания • Сертификация

Стандартизация и сертификация высоковольтного электрооборудования призваны формировать и подтверждать технические параметры изготавливаемых изделий. Объективная, независимая и профессиональная позиция участников процедуры сертификации должна вызывать доверие к ее результатам и становиться гарантом надежной эксплуатации электрооборудования.
Российские реалии очень далеки от этой идеальной картины. Причины такого расхождения анализирует Виктор Петрович Белотелов.

Виктор Белотелов,
генеральный директор
Ассоциации «ЭНЕРГОСЕРТ»,
г. Москва

Виктор Белотелов:
«ТРЕБУЕТСЯ ТЕХНОКРАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СЕРТИФИКАЦИИ ВЫСОКОВОЛЬТНОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ»

– Виктор Петрович, процесс создания в РФ нового федерального испытательного центра усилил интерес не только к вопросам электродинамических испытаний, но и к проблемам сертификации и стандартизации высоковольтного электрооборудования. Какие тенденции в этой области Вам кажутся сегодня определяющими?

– Очевидно, что заметные подвижки в создании мощного испытательного центра – явление отрадное, но общую ситуацию я считаю неудовлетворительной. Представляется, что в настоящее время в нашей стране основной принцип по-строения системы управления на любом уровне и почти во всех областях состоит в том, чтобы принятие решений, в том числе по техническим вопросам, возложить на структуры или лица, не обладающие необходимыми профессиональными знаниями. Это приводит к появлению предельно формальных, абстрактных решений.

У меня сложилось устойчивое мнение, что этот принцип стал сегодня базовым для всех направлений деятельности в области стандартизации, сертификации и метрологии. Подтверждает это и закон о техническом регулировании. Он практически исключает возможность создания технического документа на всю гамму высоковольтного электрооборудования и вынуждает характеризовать технические параметры как требования безопасности, а также трансформировать добровольные стандарты (по моим данным, более нигде в мире применительно к стандартам не используется термин «добровольный») в обязательные, но выполняемые каким-то образом на добровольной основе.

Ни в одной стране нет национального или международного технического регламента или стандарта на высоковольтное электрооборудование или иной вид техники, которому придает статус закона и который утверждает в законодательном порядке структура, не имеющая специализации в области техники. Все пользуются стандартами – международными, национальными или региональными, которые принимаются органами, компетентными в определенном виде техники.

– Возможно, в процессе разработки или пересмотра стандартов удается сформировать адекватную нормативную базу?

– Здесь дела обстоят не лучше. Многие годы из-за отсутствия средств стандарты не пересматривались и, как следствие, устаревали.

Позднее средства на пересмотр стандартов были выделены, но, к сожалению, структурам, не обладающим необходимыми знаниями и опытом работы, в том числе в технических комитетах МЭК. Планы пересмотра и разработки стандартов в области высоковольтного электрооборудования формировались ВНИИНМАШ не только без согласования с техническим комитетом по стандартизации в этой области (ТК 37) Росстандарта, но и без учета многочисленных замечаний по нему.

Основная идеология ВНИИНМАШ – прямое внедрение стандартов МЭК. Для этого были пересмотрены стандарты Государственной системы стандартизации (ГСС), из которых исключили классификацию стандартов по видам, информацию по объему и характеру требований для стандарта каждого вида.

Подробная регламентация прежними документами ГСС структуры, видов и содержания стандартов способствовала повышению их научно-технического уровня, а с учетом среднего уровня исполнителей технической документации на конкретные изделия гарантировала ее должное качество.

Я полагаю, что если в стране есть специалисты, обладающие опытом и знаниями в конкретной области техники, а их методология и приемы обеспечивают более высокую точность и достоверность или отвечают более высокому уровню требований, чем установлено нормами МЭК, то эти наработки должны находить отражение в национальных стандартах. Однако здесь опять сработал принцип, о котором я уже говорил, – недостаток профессиональных знаний при принятии решения. Надо сказать, что этот принцип действует не только в области стандартизации. В сфере сертификации он расцвел не менее ярко.

– В 2008 г. Вы участвовали в организованном нашим журналом обсуждении проблем сертификации и испытаний электрооборудования*. Тогда и Вы, и Ваши коллеги сетовали в частности, на то, что в России получить сертификат слишком просто и это не может не сказываться отрицательно на качестве продукции, поступающей на рынок. Можно ли сказать, что в настоящее время сертификация перестала быть профанацией?

– Тяжелый вопрос. Обратимся к основам: в документе «Правила проведения сертификации электрооборудования и электрической энергии» есть раздел «Особенности сертификации высоковольтного электрооборудования», декларирующий требования безопасности для обслуживающего персонала и возможность проведения параметрической сертификации только идентифицированного электрооборудования, то есть электрооборудования, для которого установлено соответствие его технических параметров требованиям действующих нормативно-технических документов. Такая процедура сертификации согласуется в общем виде с международной и может обеспечить проведение объективной, научно обоснованной процедуры подтверждения соответствия.

Основные участники процедуры сертификации, принятой в СССР и унаследованной РФ, – это органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры). Если говорить об органах по сертификации, то сегодня действует множество организаций, аккредитованных в том числе в области высоковольтного электрооборудования, которые выписывают Декларации без всяких на то оснований, не соблюдая действующие правила сертификации в системе ГОСТ Р и в особенности правила сертификации отдельных видов оборудования. При этом их не смущает полное отсутствие знаний о предмете сертификации, что полностью дискредитирует саму процедуру сертификации, превращая ее в фарс.

Характерный пример можно видеть в журнале «Вестник технического регулирования»: в перечне органов по сертификации есть такие, область аккредитации которых занимает две-три страницы и включает в себя широчайший спектр продукции – от резинки до всего машиностроительного оборудования, в том числе все виды электротехнического оборудования.

Возникает вопрос: что может сертифицировать орган при практически полном отсутствии специалистов в своей области аккредитации? Зачем он нужен в таком виде? В лучшем случае можно надеяться на то, что здесь ничего не перепутают в материалах, полученных от испытательной лаборатории.

– Почему стал возможен такой поверхностный, несерьезный подход к сертификации?

– Описанное недоразумение вытекает из установленной Госстандартом (Росстандартом) процедуры. Аттестат эксперту по сертификации определенной продукции или по аккредитации испытательной лаборатории выдается на основании его обучения процедурам сертификации или аккредитации.

Экспертам, которые проводят эти работы, безусловно полезно знать процедуры, но основанием для использования специалиста в рассматриваемой области должна быть все-таки его профессиональная подготовка.

Уровень компетентности сотрудников испытательных лабораторий (центров) тоже влияет на результаты сертификации. Если считать основной целью сертификации объективное, независимое, высокопрофессиональное обеспечение идентификации высоковольтного электрооборудования по правилам третьей стороны, то есть осуществление путем испытаний или экспертизы протоколов испытаний объективной оценки соответствия технических параметров изделия требованиям действующих стандартов, техническим условиям, а также требованиям безопасности, то это возможно только при квалифицированном проведении всего объема испытаний.

– Возглавляемая Вами Ассоциация испытательных центров высоковольтного оборудования «ЭНЕРГОСЕРТ» может повлиять на эти процессы?

– Разумеется, наша Ассоциация стремится к тому, чтобы правила и процедуры сертификации высоковольтного электрооборудования согласовывались с действующими международными правилами и российским законодательством, чтобы участвовали в этих работах только такие компетентные эксперты, как сотрудники испытательных центров (лабораторий) или специализированных структур в области исследования и разработки этого электрооборудования, то есть чтобы решения принимались квалифицированными специалистами на профессиональной основе.

Напомню, что наша Ассоциация – центральный орган системы сертификации «ЭНЕРГОСЕРТ», учрежденной Постановлением Госстандарта России № 9 от 30.04.1993. Решение о создании Системы было принято Коллегией Госстандарта, на которой присутствовали представители всех заинтересованных предприятий и организаций, в том числе и действовавших тогда энергетических структур.

Область действия Системы – электрооборудование постоянного и переменного тока для передачи, преобразования и распределения электроэнергии, а также низковольтное электрооборудование для контроля, управления и обеспечения его защиты.

– Образование Ассоциации было продиктовано необходимостью координировать деятельность испытательных центров высоковольтного оборудования?

– Нам нужно было не только согласованно действовать, но и кооперироваться. В тот момент реально сложившаяся специализация российских испытательных центров была такова, что ни один из них не мог выполнить все виды испытаний для всей номенклатуры высоковольтного оборудования.

Например, испытательные центры системы РАО «ЕЭС России» специализировались, как правило, в области отдельных видов испытаний и в большей степени в области испытаний узлов и элементов ЛЭП. То есть они не обладали ни оборудованием, ни специалистами необходимой квалификации по ряду испытаний и по видам электрооборудования.

Общеизвестно, что эта ситуация сохраняется и по сей день, но, строго говоря, и в мире центры, которые способны провести испытания высоковольтного оборудования в полном объеме, можно пересчитать по пальцам.

Кроме того, нужно учесть, что испытательное оборудование и измерительные системы уникальны, проектируются для конкретных целей, стоимость их высока, а создают комплексные испытательные центры, как правило, предприятия, разрабатывающие и изготавливающие высоковольтное электрооборудование.

Ассоциация «ЭНЕРГОСЕРТ» создавалась также для того, чтобы гарантировать сопоставимость результатов испытаний, полученных в разных испытательных центрах.

Важно, что эта структура дает возможность привлекать специалистов разных испытательных центров для всесторонней, объективной, квалифицированной оценки конкретного электрооборудования, особенно в момент его освоения или приобретения за рубежом.

В итоге члены Ассоциации способны обеспечивать независимую экспертизу, то есть выступать так называемой третьей стороной при сертификации высоковольтного электрооборудования, что имеет особенно большое значение для таких крупных потребителей, как энергокомпании.

– Используются ли в работе испытательных центров и лабораторий, входящих в Ассоциацию «ЭНЕРГОСЕРТ», инструкции по применению стандартов МЭК, которые разрабатывает STL (Short-Circuit Testing Liaison) – международная организация по сертификации электрооборудования высокого напряжения?

– Следует отметить, что при разработке документов, регламентирующих правила и процедуры испытаний и сертификации высоковольтного электрооборудования, были использованы многие правила STL с учетом законодательства России.

Это тем более необходимо, так как мы добиваемся того, чтобы полученные в рамках Ассоциации «ЭНЕРГОСЕРТ» результаты испытаний и сертификации признавались на международном уровне.

Процедуры и правила сертификации в STL рациональны, учитывают специфику создания и эффективного использования испытательных центров (лабораторий), обеспечивают объективность и независимость принимаемых решений при сертификационных испытаниях независимо от того, где они проводятся.

Разработанные STL руководства (guides) по применению стандартов IEC учитывают интересы как производителей (зачастую конкурирующих между собой), так и потребителей. Поэтому в документах находит отражение взвешенная позиция профессионального сообщества.

– Как Вы считаете, почему именно членам STL удается вырабатывать единое понимание нормативных требований и предлагать сбалансированные методики испытаний на соответствие стандартам МЭК?

– Думаю, что залогом успеха стал принцип формирования этого объединения. Надо принимать во внимание, что STL была создана в 1969 г. по региональному принципу, так как в любом регионе, где есть хотя бы две лаборатории, необходимо обеспечить сопо-ставимость результатов испытаний, установленную точность характеристик при испытаниях, участие в испытаниях специалистов необходимой квалификации, исключить влияние исполнителей на результаты испытаний и обеспечить взаимное доверие к результатам испытаний в разных лабораториях.

Для решения этих задач испытательные центры и лаборатории объединялись в ассоциации, которые формировали правила и процедуры, а также контролировали их соблюдение при сертификационных испытаниях.

Cегодня STL объединяет ассоциации испытательных центров высоковольтного электрооборудования практически всех регионов мира. От каждой страны членом STL может стать только одна организация, объединяющая испытательные центры и лаборатории, в том числе принадлежащие крупнейшим фирмам-производителям высоковольтного оборудования.

С момента возникновения в STL входят такие ассоциации, как ASTA (Англия), ESEF (Франция), PEHLA (Германия), SATS (Скандинавия), STLNA (Северная Америка) и испытательные центры KEMA (Голландия) и CESI (Италия). Немного позднее членом организации стала JSTC (Япония).

В 1994 году в STL были приняты ассоциации PALTS (Польша), ZKUSEBNICTVI (Чехия), VEIKI-VNL (Венгрия), ICMET (Румыния), в 1995 г. – ЭНЕРГОСЕРТ (Россия).

Затем в состав STL вошли KERI (Южная Корея), СPRI (Индия), СHPTL (Китай), NETFA (Южная Африкa), EPIL (Австралия).

Таким образом, строгий отбор участников поддерживает исключительно высокий профессиональный уровень и авторитетность решений, предлагаемых STL.

– Какие шаги сегодня предпринимаются, чтобы приблизить возможности российских испытательных центров к международному уровню? Какие проблемы можно решить в бижайшее время?

– Нужно сказать, что, кроме предстоящего создания федерального испытательного центра, других действий, способных кардинально улучшить состояние испытательной базы, я не наблюдаю.

Хочу обратить внимание специалистов на одну из существенных проблем в этой области – метрологические средства измерений, применяемые при проведении испытаний высоковольтного электрооборудования. В подавляющем большинстве случаев такие средства измерений не стандартны, и, как следствие, действующие метрологические службы не укомплектованы специалистами в этой области.

Сертификат (свидетельство) типа подтверждает только метрологические характеристики средства измерений. Но средство измерений обладает еще рядом характеристик и свойств, обеспечивающих его надежную и безопасную эксплуатацию. В настоящее время при оформлении Свидетельства типа даже не спрашивают протоколы типовых испытаний по техническим характеристикам, а квалифицированно провести эти испытания или экспертизу протоколов могут только специалисты соответствующих лабораторий.

В этом случае вред делу наносит узкая специализация: метрологи не умеют проводить параметрические испытания и наоборот. Видимо, сертификацию средств измерений целесообразно выполнять совместно, что и реализуется, например, при сертификации в рамках системы «ЭНЕРГОСЕРТ», проводимой совместно с ВНИИМС.

– Несколько лет назад Вы говорили, что потеря электротехническими предприятиями традиционной процедуры постановки продукции на производство ведет к деградации испытательных центров, которые во всем мире развиваются в основном благодаря научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, связанным с созданием новых видов оборудования. Как Вы оцениваете нынешнее техническое состояние российских испытательных центров?

– Как я уже говорил, даже специализированные лаборатории могут выполнить для высоковольтного оборудования только отдельные виды испытаний и/или испытания, ограниченные по значениям параметров.

Но на первый план сегодня выходит другая проблема. Зачастую мы видим протоколы, выданные лабораториями, в которых возможно провести испытания по всей номенклатуре таких необъятных областей, как продукция общемашиностроительного применения, тяжелого, энергетического и транспортного, химического и нефтяного машиностроения, машины электрические, оборудование и материалы электротехнические, арматура промышленная трубопроводная, оборудование металлообрабатывающее и деревообрабатывающее, инструмент, технологическая оснастка, абразивные материалы, вычислительная техника, приборы и средства автоматизации общепромышленного назначения, подшипники качения, средства радиосвязи, радиовещания и телевидения и далее перечень еще на трех листах. Просто чудеса!

– Каким же может быть выход из сложившейся ситуации?

– На мой взгляд, поможет здесь только одно: необходимо законодательно обеспечить глубоко профессиональный, я бы сказал технократический, подход к решению всех вопросов, связанных со стандартизацией, испытанием и сертификацией высоковольтного электрооборудования.


Белотелов В.П. Распад испытательных центров приведет к зависимости от импорта оборудования // Новости ЭлектроТехники. 2008. № 4(52).





Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга
Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки
Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта




Rambler's Top100 Rambler's Top100

© ЗАО "Новости Электротехники"
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Segmenta Media создание и поддержка сайта 2001-2024