Новости Электротехники 2(128)-3(129) 2021





<  Предыдущая  ]  [  Следующая  >
Журнал 1(85) 2014 год     

События • Совещание

В предыдущем номере журнала («Новости ЭлектроТехники» № 6(84) 2013) мы начали рассказ о ежегодном общем собрании членов клуба «Электрополис», которое состоялось в начале декабря 2013 года в подмосковном поселке Нахабино.
Напомним, что на пленарном заседании под названием «Распределительные сети России: ускорители прогресса и факторы торможения» обсуждались вопросы реформы электроэнергетической отрасли страны.
Также организаторы заседания клуба «Электрополис» предложили новую форму обсуждения актуальных проблем электроэнергетики, назвав дискуссионную платформу «аквариумом», в котором плавают три «акулы» (первая «акула» – сетевая компания, вторая «акула» – представитель потребителя, третья «акула» – власть), а на съедение им были брошены определенные темы – «рыбки».
О первой из них – Правилах технологического присоединения– мы уже рассказали.
Сейчас – окончание материала о заседании Клуба.

10 ЛЕТ РЕФОРМЫ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
Плюсы и минусы

Подготовил Валерий Журавлев, «Новости ЭлектроТехники»

АКВАРИУМ

«Рыбка» вторая.
Федеральный закон № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»

В этой части заседания Валерий Саженков, президент клуба «Электрополис», советник по взаимодействию с органами государственной власти Schneider Electric, предложил обменяться мнениями по таким вопросам, как «Влияние ФЗ на распределительные сети», «Нет правил, нет порядка?», «Тарифный котел», «Необходимо ли радикальное обновление закона?».

Открыл обсуждение Олег Мошинский, директор «Свердловэнерго», заместитель генерального директора МРСК Урала, заметив, что необходимо серьезно пересмотреть нормативную базу, регулирующую работу отрасли. Так, есть вопросы о применении котлового метода регулирования тарифов для сетевых организаций региона. На примере своей компании он показал, что нужно подойти к решению вопросов по-новому:
– В Свердловской области держателем котла является «Свердловэнерго». Мы получаем деньги от сбытовых компаний, эти деньги направляем ТСО. В свое время гарантирующие поставщики перечисляли нам до 5 миллиардов рублей в год, мы им возвращали 600–700 миллионов за потери электроэнергии. Сейчас многие крупные потребители заключают прямые договоры с независимыми сбытовыми компаниями. Оставшиеся ГП сейчас перечисляют нам 800 миллионов, а мы возвращаем им те же 600 миллионов. Еще немного – и мы вынуждены будем платить сбыту больше, чем они нам. Поэтому считаю, что котловой тариф себя уже изживает.

Мнение предыдущего выступающего о законе «Об электроэнергетике» поддержал Александр Маслов, руководитель экспертной секции «Электрические сети» при председателе комитета по энергетике Госдумы Федерального собрания РФ, акцентировавший внимание присутствовавших на том, что ФЗ № 35 был написан для тех условий, когда только начинался переходный период в электроэнергетике. С тех пор прошло более девяти лет, и сейчас, по его мнению, закон уже не работает.
– Когда мы обсуждали проблемы техприсоединения, я отмечал, что в ФЗ № 35 не прописано, что является линейным объектом, что – движимым, что – недвижимым. Добавлю, что после принятия этого закона в регионах появилось до 30% бесхозных сетей, потому что поставить бесхоз на баланс невозможно, пока не будет четкого определения вышеуказанных терминов. Сейчас даже для каждого столба необходимо получить разрешение на землю, ее отмежевать и так далее.
Отметил Александр Маслов и то, что пора разграничить понятия «технические» и «коммерческие» потери.
– Технические потери будут всегда, от этого никуда не деться. Но составляют они от 3,5 до 7 процентов. У нас же учитываются общие потери электроэнергии, которые в зависимости от региона составляют от 15 до 25 и более процентов. Отнимем технические потери, и получится, что все остальные потери – коммерческие, являющиеся кормушкой для сбытовых организаций.

Следующим взял слово Михаил Бернер, советник генерального директора по вопросам энергетики компании «Технополис», г. Москва:
– Мы сейчас много говорим об энергоэффективности, об энергосбережении. Давайте будем честны и заново проанализируем закон № 261-ФЗ «Об энергоэффективности и энергосбережении», принятый в 2009 году.
Заинтересована ли генерация в экономии электроэнергии? Нет. Она заинтересована в увеличении производства, продажи киловатт-часов.
Заинтересованы ли какие-либо сетевые компании в экономии электроэнергии? Нет. Они заинтересованы в прокачке электроэнергии через свои сети – это их бизнес, способ заработка.
Заинтересованы ли сбытовые организации в экономии электроэнергии? Нет. Чем больше они продадут электроэнергии потребителю, тем больше они заработают на сбытовой надбавке и на потерях сетевиков.
Отметил Михаил Бернер и тот факт, что потребители тоже не всегда заинтересованы в энергоэффективности.
Энергосбережение – улица с двусторонним движением, что давно поняли на Западе. Поэтому их правила направлены на взаимную заинтересованность в экономии электроэнергии как потребителей, так и энергоснабжающих и сбытовых компаний.
В России сейчас потребители в лице акционеров различных предприятий заинтересованы в экономии денежных средств на приобретение энергоресурсов. Однако существующая система расчетов за потребленную электроэнергию и мощность, например, по 4-й ценовой категории, не стимулирует этого.
– Свыше 50 процентов в общих затратах на энергию составляет плата за мощность, счет за использование которой потребитель получает только через 11–12 дней после окончания расчетного месяца. Поэтому он не может ничего предпринять для экономии энергии, поскольку не знает реальной ситуации в энергосистеме на момент потребления.
Необходимо приводить нормативную базу к современным реалиям, поскольку технические возможности для этого имеются.

Мнение из зала:
– В существующем законе сети выглядят как некая сирота, которая выпрашивает деньги у регулятора. Считаю, что сбыты и диспетчерское управление необходимо вернуть в сетевые компании, которые несут тяжелое бремя эксплуатации сетей, их модернизации.
При этом освободятся огромные финансовые средства, уходящие сейчас на содержание управляющего сбытовыми компаниями аппарата, на решение проблем потерь и пр. Это позволит в течение нескольких лет вообще не поднимать тариф, а у сетей появятся деньги для инвестиций в развитие.

«Рыбка» третья.
Территориальные сетевые организации, их необходимость

В этом блоке Валерий Саженков предложил рассмотреть следующие вопросы: «Территориальные сетевые организации – откуда они берутся?», «Плюсы и минусы приватизации региональных сетей», «Коммунальные сети».

Обсуждение начал Олег Мошинский:
– Проблематика деятельности территориальных сетевых организаций весьма разнообразна. Так, одним из вопросов для нас – крупной распределительной компании – является повышение контроля со стороны государства над деятельностью территориальных сетевых организаций. Большое количество ТСО усиливает риски в отношении работы электрической сети и предопределяет неоптимальное распределение ресурсов, связанных с ее эксплуатацией, поддержанием и развитием.
Новым поворотным моментом для «Свердловэнерго» стали указания Министерства энергетики РФ, вышедшие в 2013 году, согласно которым сетевые организации должны ежегодно снижать свои затраты на 10%.
– В таких сценарных условиях нам в течение ближайших трех лет необходимо будет в два раза сократить эксплуатационные и капитальные затраты. Вынужденное положение, вынужденные меры. При таких раскладах малые ТСО могут получить зеленый свет. Но будет ли решен вопрос электроснабжения потребителей? По большому счету, небольшие ТСО не обладают достаточным ресурсом для самостоятельного разрешения чрезвычайных ситуаций.

В продолжение темы Михаил Бернерсказал, что объединение малых ТСО в более крупные, безусловно, необходимо. В первую очередь для того, чтобы распределительный сетевой комплекс работал, обеспечивая надежное электроснабжение потребителей. Для этого все ТСО должны играть по одним правилам, то есть государство в данном случае должно проявить жесткость в части эксплуатации и содержания сетей, разработав обязательные для всех сетевых организаций стандарты.
По словам Михаила Бернера, ранее Госэнергонадзор входил в состав Минэнерго и осуществлял анализ работы электроэнергетического комплекса страны. На этой основе выпускались нормативно-правовые документы, обязательные для применения на всей территории России, вносились изменения как в ПУЭ, так и в правила эксплуатации станций и сетей. Нынешний Ростехнадзор таких прав не имеет.
Существовала и такая организация, как Роскоммунэнерго, подразделения которой эксплуатировали электросети городов и поселков. Теперь ее не существует.
Всё это привело к тому, что в сетевом комплексе отсутствует единая техническая политика, а сети работают сами по себе.
– Электрические сети – жизненно важный объект, от которого зависит деятельность и безопасность людей. Поэтому считаю, что ответственность эксплуатирующих организаций перед потребителем должна быть застрахована в той же степени как, например, сейчас страхуются пассажиры общественного транспорта.
На вопрос, откуда берется огромное количество ТСО, Михаил Бернер ответил, что возникнуть такой ситуации позволил закон № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», который дал право распродавать сети как угодно и кому угодно.
– Отменить закон невозможно, но необходимо из этого закона каким-то образом выделить энергетические компании. То есть требуется внести в ФЗ поправки.
Осенью 2013 года В.В. Путин определил, что электроэнергетика является стратегической отраслью. Но необходимо принять закон, в котором должно быть прописано это положение. Тогда можно будет вносить поправки в закон № 178-ФЗ и четко определить, что стратегический объект, к которому относятся электрические сети, продавать нельзя.
Если будет разработан Сетевой кодекс, о котором мы говорили на пленарном заседании, то, по моему мнению, многие ныне существующие ТСО сами отдадут свои сети в крупные сетевые компании. На маленьких участках сетей станет невозможно зарабатывать деньги. А потребитель от этого только выиграет.

Предыдущего докладчика поддержал Александр Маслов.
– Что касается стратегических объектов… В Сибири, где я сейчас живу и работаю, 50-градусные морозы – не редкость. А расстояния между поселками и городами – 300–600 километров. Все дома, в том числе и частные, газифицированы, и отопление осуществляется в основном газовыми котлами, которые регулируются и управляются электрическим приводом. Поэтому если пропадет электричество, то зимой через несколько часов в поселках не останется ни одного живого человека. Все просто замерзнут.
Это простой и очевидный ответ на вопрос, относить ли электрические сети к стратегическим объектам.
Затронул Александр Маслов и вопросы коммунальной энергетики. По его словам, необходимо провести границу между коммунальной энергетикой и большой энергетикой.
– Коммуналка не нужна ни «Российским сетям», ни крупным ТСО. Она нужна территориям. И именно регионы должны ею заниматься и управлять. При этом необходим единый центр для выработки правил по функционированию коммунальной энергетики. Считаю, что подобными вопросами должно заниматься Министерство ЖКХ.

Итоги обсуждения в «аквариуме» подвел Валерий Саженков:
– Мы о многом успели поговорить, многие темы обсудить. Что же получилось? Реформа электроэнергетики, частная собственность на энергетические объекты – всё это задумывалось и вводилось ради какого-то экономического эффекта. Прошло почти 10 лет. И встал вопрос: что получила электроэнергетика за эти годы? Два дня мы разбирали только отрицательные моменты. Плюсов, скажем прямо, упоминалось немного.
Есть ли выход из нынешней ситуации? Какие пути развития можно предложить и реализовать? Об этом, надеюсь, мы сможем поговорить на следующем заседании клуба.

ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ МЕГАПОЛИСОВ

Третья часть заседания клуба «Электрополис» была посвящена концепции создания умных городов.
Города занимают всего 2% территории Земли, но в них проживает 50% мирового населения. Города потребляют 75% вырабатываемой электроэнергии и выбрасывают в атмосферу 80% углекислого газа. Сегодня остро встает вопрос: что можно сделать, чтобы облегчить инфраструктурную нагрузку на большие города? Ответ попытался найти Валерий Саженков:
– Один из путей решения проблемы – энергосбережение, переход на новые технологии использования энергоресурсов и эффективное использование существующих.
По мнению Валерия Саженкова, мы все больше подходим к тотальному использованию концепции smart (в пер. c англ. умный): умные телефоны, умные сети и т.д. Сейчас развивается концепция умных городов.
– Крупный город должен быть комфортным для жизни, устойчивым к различного рода техническим проблемам и техногенным катастрофам. Люди, проживающие в городах, должны чувствовать себя защищенными от всякого рода стрессов.
Решению неотложных задач может помочь реализация концепции умных городов, которая состоит из пяти сегментов, начинающихся со слова умный: энергия, транспорт, управление водоснабжением и водоотведением, услуги, здания.

Умная энергия. Это прежде всего автоматизация распределительных сетей, умный учет электроэнергии с применением со-временных счетчиков, которые могут управляться на расстоянии, и показания которых можно удаленно собирать по каналам связи.
Конечно, умная энергия подразумевает и разработку соответствующего программного обеспечения. Силовое оборудование останется в существующем виде, поскольку законы физики изменить нельзя. А вот управление «железом» требует совершенно новых программных продуктов.
К умной энергии можно отнести и интеллектуальные автоматизированные системы дистанционного управления освещением городов.

Умный транспорт. Прежде всего, это развитие электромобильного транспорта.
Также среди приоритетов умные светофоры, которые могут менять свой режим работы в зависимости от ситуации на перекрестке и соответственно управлять потоками транспорта.
Необходимо и широкое внедрение систем информации для водителей, систем информации для пассажиров городского общественного транспорта (интерактивная схема проезда в нужное место, он-лайн расписание движения транспорта).

Умное водоснабжение и водоотведение. Под этим подразумевается удаленный контроль за состоянием трубопроводов, ливневых стоков, за утечками воды, осуществляемый в едином центре управления.

Умные услуги. Под ними понимаются те услуги, которые позволяют жителям городов чувствовать себя безопасно и комфортно. К первым относятся системы видеонаблюдения, системы оповещения о чрезвычайных ситуациях. Ко вторым – электронные правительства, электронное здравоохранение (запись к врачу в поликлинике и вызов врача на дом по интернету, консультации врачей на расстоянии), возможность оплаты всевозможных услуг, не выходя из квартиры или офиса.

Умные здания. Общая система умного здания должна уметь распознавать определенные ситуации как в самом здании, так и вне его, реагировать на них, чтобы наиболее эффективным способом обеспечить безопасное и комфортабельное пребывание в здании, сведя до минимума потребление энергоресурсов.
В завершение выступления Валерий Саженков отметил:
Создание умных городов возможно только при тесном взаимодействии жителей города, муниципальных, городских и федеральной властей, девелоперов, сетевых компаний, общественных организаций, строителей и так далее.
Только тогда умный город сможет обеспечить современное качество жизни за счет применения инновационных технологий, предусматривающих экономичное и экологичное использование городских систем жизнедеятельности.

Следующее заседание клуба «Электрополис», которое пройдет в рамках XX юбилейного заседания Ассоциации электроснабжения городов России «Прогрессэлектро», состоится 2–4 июня 2014 года в Нижнем Новгороде.





Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга
Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки
Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта




Rambler's Top100 Rambler's Top100

© ЗАО "Новости Электротехники"
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Segmenta Media создание и поддержка сайта 2001-2024