События • Совещание
ТАРИФЫ-2015
Проблемы регулирования обсуждали в Олимпийском парке
Подготовил Валерий Журавлев,
«Новости ЭлектроТехники»
Фото предоставлено ФСТ России
В середине октября 2014 года
в г. Сочи состоялся традиционный Всероссийский семинар-совещание «Тарифное регулирование в 2014 году и задачи органов государственного регулирования на 2015 год». Организатором выступила Региональная энергетическая комиссия — Департамент цен и тарифов Краснодарского края при поддержке администрации Краснодарского края, Федеральной службы по тарифам, а также компании «ЮгЭнергоКонсалт».
Впервые работа семинара-совещания проходила в Олимпийском парке, а точнее, в главном медиа-центре Олимпийских игр-2014, который смог принять всех участников мероприятия, на котором собрались почти 700 человек – представители Федеральной службы по тарифам, Министерства энергетики РФ, ОАО «СО ЕЭС», ОАО «ФСК», ОАО «Российские сети», НП «Совет рынка», НП ТСО, Фонда энергетического развития, а также руководители органов власти субъектов РФ, осуществляющих государственное регулирование цен (тарифов).
На совещании были рассмотрены актуальные вопросы ценообразования на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), проблемы технологического присоединения, вопросы тарифообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и газовой отрасли.
В своей вступительной речи руководитель Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков обозначил ключевую задачу на предстоящий период – формирование и внедрение единой интегрированной электронной среды регулирования через информационное объединение действующих государственных информационных систем в сферах государственного регулирования, а также создание Единого государственного портала раскрытия информации регулируемыми субъектами и органами регулирования.
Сергей Новиков подчеркнул, что основная цель на сегодняшний день – защита потребителя.
– Этой работе мы должны уделять особое внимание, потребитель должен знать, что сделано, что делается, что будет сделано. Потребителю необходимо понимать, за что он платит, куда он может пожаловаться. Здесь должна быть понятная, структурированная и очень последовательная работа.
Уже подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части раскрытия информации и информатизации регуляторных процессов в сферах естественных монополий и иных регулируемых сферах». Он поддержан Агентством стратегических инициатив, и надеемся, что в ближайшее время будет подписан главой государства.
Сейчас на сайте Федеральной службы по тарифам имеется раздел «Открытое ведомство», где любой желающий может найти всю информацию по Плану деятельности Федеральной службы по тарифам до 2018 года и ходе его реализации, по основным мероприятиям по повышению открытости, информацию о реализуемой госпрограмме, а также много другой полезной информации. Федеральная служба по тарифам, по словам Сергея Новикова, намерена и в дальнейшем обеспечивать открытость и прозрачность государственного ценового и тарифного регулирования.
Докладчик сообщил, что в правительстве РФ сейчас проходит согласование проект постановления «О внесении изменений в некоторые акты Правительтва Российской Федерации по вопросам утверждения и реализации инвестиционных программ субъектов электроэнергетики». Изменения коснутся критериев и правил утверждения инвестпрограмм и контроля за их реализацией; стандартов раскрытия информации субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии; правил разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электронергетики.
Также руководитель ФСТ отметил, что согласно Постановлению Правительства РФ № 136 от 25.02.2014 обязательное введение расчетов за электроэнергию с применением социальной нормы перенесено на 1 июля 2016 года. Кроме того, введено понятие «сезонность», а также увеличены объемы электропотребления для некоторых групп населения.
Подтвердил докладчик и тот факт, что рост тарифа на электроэнергию для населения, несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране, с 1 июля 2015 года составит в среднем 7,5%, как и было запланировано.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ
Самой горячо обсуждаемой темой на семинаре-совещании стало технологическое присоединение к электрическим сетям. Об этом говорили и представители всех участвующих в совещании сторон. Мы попытались кратко изложить позицию разных ведомств.
Начало обсуждению положил Сергей Новиков. По его словам, в рамках обсуждения на правительственной комиссии, в которую входят представители Минэнерго, Системного оператора, ФСК, «Россетей», ФСТ, были достигнуты договоренности об изменениях, связанных с технологическим присоединением к электрическим сетям.
Во-первых, правительство РФ может своим постановлением определять ситуации, когда плата за техприсоединение будет включать в себя полную инвестсоставляющую, связанную с присоединением конкретного потребителя. Естественно, что в данной ситуации речь идет об очень крупных потребителях электрической энергии.
Во-вторых, каждый регион РФ может принимать аналогичные решения на основании процедур, описанных в законе этого субъекта федерации.
В-третьих, потребитель по своему желанию сможет полностью оплатить все расходы сетевой организации по техприсоединению с целью минимизировать сроки подключения.
Тему продолжил Андрей Казаченков, заместитель председателя правления ОАО «ФСК ЕЭС».
По его мнению, необходимо изменить правила техприсоединения в части установления возможности поэтапной платы. Это, с одной стороны, позволит сетевой компании получать источники частичного финансирования, с другой стороны, потребитель сможет распределить во времени оплату техприсоединения.
– Мы неоднократно экспериментировали: то вводили слишком большую плату за техприсоединение, то сводили ее практически к нулю. Но золотую середину пока не нашли. Сейчас в магистральном электросетевом комплексе мы видим экономическую неэффективность техприсоединения потребителей для сетевых компаний, то есть завышение потребителями объемов запрашиваемой мощности, невыборку в дальнейшем этой мощности.
ФСК предлагает вернуть в плату за техприсоединение инвестсоставляющую на реконструкцию электросетей, а также проработать и внедрить ответственность потребителя по прин-ципу: «Либо бери всю запрашиваемую мощность, либо плати за всё, что запросил».
– Почему важно вернуть экономическую ответственность заявителя в порядок оплаты техприсоединения? Потребитель с 1 января 2011 года оплачивает только расходы «последней мили». И зачастую складывается следующая ситуация: клиент собирается строить один завод, но на всякий случай в запрашиваемую мощность он закладывает три завода, поскольку пока можно получить эту мощность практически бесплатно. Получив заявку, сетевая компания вынуждена ее удовлетворить – мы не имеем права отказать в техприсоединении. Как результат – дефицит источников финансирования для реконструкции и нового строительства.
Предлагаемое решение – оплата техприсоединения «полным рублем» (take or pay), штрафы за несоответствие запрашиваемых объемов реальным потребностям либо какие-то корректирующие механизмы оплаты резервируемой мощности.
Павел Сниккарс, директор Департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ, заметил, что проблема льготного техприсоединения сейчас стоит достаточно серьезно.
– Если нарисовать диаграмму увеличения льготного техприсоединения и сравнить ее с ростом полезного отпуска, то получается странная ситуация. Количество присоединений растет, но при этом полезный отпуск электроэнергии снижается. Растут выпадающие доходы сетевых организаций. Они съедают основные источники инвестиций для реконструкции и нового строительства. При этом есть дорожная карта, есть стратегия развития электросетевого комплекса, и в них интересы потребителей стоят на первом месте.
Однако эти принципы не могут существовать бесконечно, поскольку сетевые компании должны реализовывать инвестиционные программы. Но как это сделать, если у сетевиков нет на это средств?
К обсуждению льготного техприсоединения подключился Александр Хуруджи, председатель правления НП ТСО. Отметив, что за два последних года Россия в рейтинге Всемирного банка Doing Business (Ведение бизнеса) по направлению «Подключение к сетям электроснабжения» поднялась с 183-го места на 117-е, он сказал:
– В 2012 году в дорожной карте, подготовленной Агентством стратегических инициатив, планировалось, что к 2020 году в этом рейтинге Россия должна занять как минимум 20-е место. Все понимали, что выполнить подобное будет тяжело, но не представляли, насколько.
Необходимо было, во-первых, бороться с несовершенством наших различных административных процедур, которые пришлось так или иначе перекраивать, упрощать, автоматизировать, переходить на единые базы данных и так далее. Многого удалось добиться.
Во-вторых, было введено льготное техприсоединение, потому что без него обойтись в тот момент было невозможно. Но когда подсчитали, какое количество льгот дали за это время, прослезились. Только «Россети» «получили» 58 млрд выпадающих доходов.
Количество льготных присоединений с каждым годом растет в геометрической прогрессии. Более того, потребители, вместо того чтобы взять необходимые им один-два киловатта, запрашивают максимальные 15 кВ за 550 рублей. А сетевые компании отказать им в этом по закону не могут, взваливая на себя расходы не только на само техприсоединение, но и на потери и т.д.
Как решить эту проблему с наименьшими финансовыми затратами? НП ТСО попыталось проанализировать ситуацию с техприсоединением в различных регионах страны и выявить те из них, опыт которых можно и нужно распространить по всей стране.
Проблема первая: сложный и долгий процесс строительства объектов электросетевого хозяйства. От него зависит не только срок непосредственно присоединения, но и исполнение инвестпрограммы. В Ростовской области были предприняты следующие шаги: отмена необходимости получения разрешения на строительство объектов линейной инфраструктуры; создание исчерпывающего списка процедур, связанных со строительством объектов сетевого хозяйства; перевод некоторых процедур из режима согласования в режим уведомления ответственных за это структур. Этот проект показал свою эффективность. Сроки техприсоединения снизились с 340 до 90 дней.
Проблема вторая: нехватка мощности в планируемой точке присоединения. Решить задачу удалось в нескольких регионах, в частности в Тульской и Томской областях. В них была проведена синхронизация инвестиционных программ сетевых компаний с программами территориального развития электроэнергетики и документами территориального планирования, а программы развития сетевой инфраструктуры сейчас разрабатываются с учетом прогнозируемого спроса на электроэнергию.
Проблема третья: различное качество работы сетевых организаций. В некоторых подразделениях «Россетей» (в Москве, Свердловской и Ульяновской областях) были четко регламентированы внутренние процедуры предоставления услуг по подключению к электросети, что позволило «выровнять» качество предоставления этих услуг потребителям.
Проблема четвертая: отсутствие доступной и понятной для потребителя информации по подключению к электросетям. Компании МОЭСК в Москве и СУЭНКО в Тюмени создали интернет-сайты с целью упрощения и ускорения процедур подключения к электросетям для заявителя и обеспечения их прозрачности. Уже 25 региональных компаний заинтересовались таким опытом.
На проблеме льготного технологического присоединения в своем выступлении остановилась и Оксана Шатохина, заместитель генерального директора по экономике ОАО «Российские сети».
По ее словам, мощность запрашиваемого технологического присоединения с 2010 по 2013 год выросла в 5,3 раза. Однако увеличение электропотребления за год составляет только 3–4%. При этом деньги на реализацию льготного технологического присоединения у сетевых компаний отвлекаются от инвестиционных программ, от программ по реновации, что приводит к дальнейшему увеличению износа магистральных и распределительных сетей.
– На мой взгляд, необходимо внести изменения в закон «Об электроэнергетике», – отметила докладчик. – Требуется внести в инвестиционную составляющую платы за технологическое присоединение для всех потребителей расходы, связанные с реконструкцией существующих сетей. Также нужно проработать установление экономически обоснованных тарифов на технологическое присоединение для льготных категорий.
ВЫПАДАЮЩИЕ ДОХОДЫ СЕТЕВЫХ КОМПАНИЙ
Оксана Шатохина в своем докладе рассказала об итогах работы компании за последний год.
По ее словам, ключевой тенденцией государственной политики в сфере тарифного регулирования является ограничение роста тарифов с 2010 по 2014 год. При этом доля сетевой составляющей в конечном тарифе на электроэнергию снизилась с 37 до 29%, что несопоставимо с долей инвестиций сетевых компаний в развитие электроэнергетики, составляющей более 40% общеотраслевых инвестиций.
– Ограничение роста тарифов в электросетевом комплексе привело к целому ряду проблем. Среди них выпадающие доходы в связи с отменой договоров «последней мили», усиление перекрестного субсидирования, отсутствие тарифных источников финансирования дорожной карты по технологическому присоединению, в том числе по льготному.
Еще одной проблемой последних лет для сетевых организаций является снижение спроса на электроэнергию. По итогам 2013 года потребление электроэнергии снизилось на 0,68% по сравнению с 2012 годом и лишь на 1% превысило уровень потребления энергии в 2011 году.
Совокупный урон от всех негативных последствий для предприятий «Россетей» составляет до 200 млрд рублей в год в среднем.
Сегодня 8 компаний («Ленэнерго», «МРСК Северного Кавказа», «МРСК Юга», «МРСК Сибири», «МРСК Северо-Запада», «Янтарьэнерго», «Кубаньэнерго», «Тываэнерго») находятся в критическом состоянии. Их совокупный долг в 213 млрд руб превышает выручку в 2,7 раза. Такой результат возник в результате реформирования обществ, некорректного формирования балансовых показателей при расчете тарифов, учета экономически обоснованных расходов в тарифных решениях не в полном объеме, просроченной дебиторской задолженности, выпадающих доходов от льготного технологического присоединения и накопленных обязательств. В меньшей степени, но сказались и другие факторы, такие как рост процентов по займам, снижение объемов электропотребления.
Не обошла вниманием Оксана Шатохина и вопрос нормативов потерь. Принятая в августе 2014 года приказом Минэнерго РФ «Методика определения нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям», по мнению «Россетей», не учитывает такие особенности, как топология сети, износ электрооборудования, наличие значительных транзитных перетоков электрической энергии, ввод новых мощностей, изменение в регулируемом периоде по сравнению с базовым структуры и объемов полезного отпуска по уровням напряжения, состава оборудования. Норматив потерь определяется по средней величине удельных потерь всех организаций вне зависимости от состояния сетей и типа организации.
– Мы предлагаем внести изменения в Методику и определять норматив потерь электроэнергии на уровне напряжения ВН от «приема электроэнергии в сеть» для учета потерь от транзита электроэнергии. Учитывать на регулируемый период относительно базового периода в качестве дополнительных факторов изменения уровня потерь на нагрузочные потери, консолидацию ТСО, изменение состава оборудования, подключение новых мощностей. Утверждать для ТСО, созданных при реорганизации РАО «ЕЭС России», его дочерних и зависимых обществ (направивших в Минэнерго России обосновывающие материалы) норматив на основании расчетов по действующей Инструкции (утв. Приказом Минэнерго № 326 от 30.12.2008). Предусмотреть возможность использования уже утвержденных нормативов потерь в рамках долгосрочного периода.
В заключение своего выступления Оксана Шатохина высказала еще одно предложение «Российских сетей» – концепцию перехода на единый тариф. Ее целью является создание недискриминационных условий для потребителей услуг по передаче электроэнергии, сокращение резких разрывов между субъектами РФ в состоянии экономической базы, улучшение инвестиционной привлекательности регионов и страны в целом.
Основные положения – это передача отдельных полномочий по регулированию тарифов на услуги по передаче электроэнергии по распределительным сетям с регионального на федеральный уровень; установление федерального тарифа на поддержание надежности электрической сети и региональной надбавки на развитие распредкомплекса; установление переходного периода в регионах, в которых требуется значительный рост тарифа при переходе на единый тариф.
– Мы ожидаем следующих результатов: выравнивание экономического потенциала развития регионов, недискриминационный подход к регулированию территориальных сетевых организаций, сохранение принципа отсутствия межрегионального субсидирования инвестиционных программ сетевых организаций и решение вопроса о снижении перекрестного субсидирования.
На предложение «Россетей» отреагировал Сергей Новиков:
– ФСТ не поддерживает идею передачи полномочий с регионального на федеральный уровень. С нами, кстати, согласны и Минэнерго, и Минэкономики. Этот шаг ничего не решит. Проблемы останутся всё те же.
ПЕРЕКРЕСТНОЕ СУБСИДИРОВАНИЕ
Сергей Новиков вкратце рассказал об основных положениях Постановления Правительства РФ от 31.07.2014 № 750
«О внесении изменений в некоторые акты Правительства по вопросам снижения величины перекрестного субсидирования в электросетевом комплекса» (с документом можно ознакомиться на http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70610114). Руководитель Федеральной службы по тарифам отметил, что в этом документе:
- определена предельная величина перекрестного субсидирования, учитываемая в ценах (тарифах) на услуги по передаче электроэнергии для потребителей категории «Прочие» по субъектам Российской Федерации;
- введен новый уровень напряжения (ВН1) – объекты электросетевого хозяйства и (или) их части, переданные в аренду организацией по управлению ЕНЭС территориальным сетевым организациям;
- описан порядок расчета ставки перекрестного субсидирования при установлении тарифов на 2015 и последующие годы;
- определен алгоритм учета и распределения по уровням напряжения величины перекрестного субсидирования в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей категории «Прочие» и в сбытовой надбавке гарантирующих поставщиков;
- Минэкономразвития России дано поручение до 1 марта 2015 года разработать и внести в Правительство РФ проект акта, предусматривающего график снижения величины перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе.
Точку зрения Минэнерго по этому вопрос высказал Павел Сниккарс:
– В Стратегии развития электросетевого комплекса заявлено, что необходимо дойти до уровня перекрестного субсидирования 50 млрд рублей к 2022 году. Сейчас перекрестка составляет больше 240 млрд рублей. Для решения этой задачи, начиная с 2015 года нужно обеспечить рост тарифа на электроэнергию для населения на уровне 6–8% сверх прогнозируемого. Только так мы сможем избавиться от перекрестного субсидирования, как бы негативно это ни звучало.
Мы занимались подготовкой к совещанию по борьбе с перекресткой, изучали нормативно-правовые акты, принятые достаточно давно. Нашли Постановление Правительства РФ № 1231 от 1997 года, где предусматривалось поэтапное прекращение перекрестного субсидирования в электроэнергетике и доведение уровня тарифа на электроэнергию для населения до фактической стоимости производства и передачи. Но оно так и осталось невыполненным.
О некоторых темах, затронутых на семинаре-совещании, в рамках журнального материала рассказать не удалось. Но в ближайшие годы, судя по докладам выступавших, перед регулирующими органами, сетевыми и сбытовыми компаниями встанет немало вопросов: необходимо решить проблемы неплатежей, разобраться с дефицитом финансирования инвестпрограмм, отсутствием источников содержания резервируемых мощностей, создать эталонную модель сбытовых организаций и т.д. Мы будем следить за развитием событий.
|