|
Законотворчество
2 декабря 2014 г. состоялось заседание Консультативного совета (КС) при председателе Комитета по энергетике Государственной Думы РФ по вопросу «О координации услуг, совершенствовании нормативно-правовой базы
и развитии отечественного производства по компенсации реактивной мощности в электрических сетях России». Его итоги показали, что нужен системный подход к решению рассматриваемой проблемы, которая связана с энергобезопасностью и надежностью, качеством и экономичностью функционирования электроэнергетики, но об этом не говорится в Федеральном законе № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
По мнению Валерия Александровича Овсейчука, либо сам ФЗ-35 требует коренных изменений, либо, что предпочтительнее, необходимо разработать новый закон.
|
Валерий Овсейчук,
д.э.н., профессор, заслуженный энергетик СНГ, федеральный эксперт научно-технической сферы Минобрнауки РФ, член Экспертного совета по электроэнергетике ФАС России, главный эксперт ООО ПФК «СКАФ»,
г. Москва |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ»
О необходимости внесения изменений
или разработки нового документа
В настоящее время стало очевидным, что Федеральный закон № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» от 12.03.2003 (с изменениями на 2014 г.) [1], принятый более 10 лет назад, в период функционирования интегрированной электроэнергетики, не вполне удовлетворяет современным требованиям по обеспечению энергетической безопасности, бесперебойного и надежного электроснабжения отраслей экономики и сферы обслуживания, требованиям к качеству поставляемой потребителям электроэнергии и минимальной стоимости производства, передачи и поставки электроэнергии потребителям.
Сегодня системная и комплексная задача – энергобезопасность и надежность, качество, экономичность (НКЭ) поставки электроэнергии потребителям.
К сожалению, в Законе «Об электроэнергетике», кроме общих фраз о бесперебойном и надежном функционировании электроэнергетики, ничего не сказано об НКЭ, а понятие системной надежности размыто по главам и нечетко сформулировано. Лишь в статье 32 имеется упоминание о системной надежности генерирующих мощностей без учета межсистемных линий электропередачи, обеспечивающих вместе с генерацией поставку электроэнергии в узлы электроснабжения и питающие центры.
НАДЕЖНОСТЬ И КАЧЕСТВО ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
В СВЕТЕ ФЗ-35
О надежности электроснабжения и качестве поставляемой электроэнергии в ФЗ-35 имеется статья 38 (пп. 1, 2), в которой в одностороннем порядке, без описания конкретных механизмов реализации, возлагается ответственность за надежность электроснабжения и качество обеспечения электроэнергией на субъекты электроэнергетики (энергосбытовые организации, территориальные сетевые организации – ТСО). Причем ответственность системного оператора (СО), генерирующих компаний (ГК) и других субъектов электроэнергетики, причастных к обеспечению энергобезопасности, НКЭ, поставки электроэнергии потребителям, в статье 38 отсутствует.
В п. 2 статьи 38 ФЗ-35 правильно декларируется положение о том, что основой надежности является надежная схема энергоснабжения и выполнение всех правил технической эксплуатации станций и сетей, и тут же, вторично, указывается на необходимость наличия на розничных рынках электроэнергии гарантирующих поставщиков.
Таким образом, в этой статье дважды указывается на ответственность сбытовых организаций за надежность электроснабжения и качество поставляемой электроэнергии, хотя эти организации на современном рынке электроэнергии, имея в техническом арсенале стол, стул, компьютер, оргтехнику и т.п., в гораздо меньшей степени, чем другие субъекты электроэнергетики (ГК, СО, ТСО), могут реально обеспечить энергобезопасность и НКЭ поставки электроэнергии потребителям.
В ФЗ-35 нет описания, хотя бы в виде общих требований, критериев и характеристик показателей надежности производства, передачи и распределения электроэнергии применительно к современному функционально-хозяйственному уровню электроэнергетики. Например, индекса бесперебойного электроснабжения в энергоузлах, количества недоотпущенной электроэнергии потребителям, ущерба в экономике от перерывов в электроснабжении и потерь ВВП от ненадежного электроснабжения и др.
В отношении качества поставляемой электроэнергии, кроме общих фраз о поставке электроэнергии в соответствии с техническими регламентами и обязательными требованиями, ничего не сказано. Вместе с тем существует национальный межгосударственный стандарт о нормах качества электрической энергии в системах электроснабжения (ГОСТ Р 54149-2010).
Таким образом, в ФЗ-35 размыто по статьям системное понятие энергобезопасности и надежности, качества и экономичности электроснабжения потребителей России.
ТРЕБОВАНИЯ К НОВОМУ ЗАКОНУ
Все отмеченные замечания к ФЗ-35 по обеспечению энергобезопасности и НКЭ электроснабжения потребителей на современном этапе функционирования электроэнергетики диктуют, на мой взгляд, необходимость разработки и принятия целевого отдельного Федерального закона РФ «Об энергобезопасности и надежности, качестве и экономичности электроснабжения отраслей экономики и социальной сферы России».
В этом законе необходимо дать четкие, системно взаимоувязанные формулировки понятий, характеристик, критериев и показателей энергобезопасности, надежности НКЭ потребителей. Требуется определить технико-юридическую, энергоэкономическую и правовую ответственность всех субъектов электроэнергетики (включая потребителей) за обеспечение энергобезопасности, НКЭ электроснабжения.
Закон должен быть компактным, конкретизировать
и развивать положения ФЗ-35 в части безопасности, надежности, качества и экономичности электроснабжения. Следует дать поручение Правительству РФ обеспечить разработку дополняющих его необходимых документов, касающихся энергобезопасности и НКЭ электроснабжения потребителей России.
Зарубежный опыт показывает, что успешная реализация
и конкретное исполнение в рыночных условиях любого закона требует разработки десятков нормативных актов, инструкций, документов, конкретизирующих целевые задачи субъектов, причастных к исполнению закона.
Кстати, конкретным примером того, почему не работают нормативные акты Минэнерго и ФСТ России по компенсации реактивной мощности и оптимизации уровней напряжения на рынке электроэнергии, является отсутствие необходимого законодательного акта по этой проблеме (в частности, в ФЗ-35 ничего не упоминается об этом).
Учитывая остроту проблемы управления электробезопасностью и НКЭ электроснабжения, необходимо разработать и принять соответствующий закон и обеспечить подготовку необходимой нормативной документации:
- Нормативно-технических документов (кодексы, отраслевые регламенты, стандарты компаний, инструкции, положения, правила и др.), касающихся энергобезопасности и НКЭ электроснабжения на всех уровнях субъектов современной электроэнергетики, включая потребителей электроэнергии.
- Нормативно-правовых и юридических документов, устанавливающих:
- ответственность всех субъектов электроэнергетики за обеспечение энергобезопасности и НКЭ электроснабжения;
- правила предъявления претензий в случае некачественного обслуживания потребителей;
- оценку ущербов от несоблюдения надежности, качества
и экономичности электроснабжения;
- экономическую оценку размеров компенсации потребителям за невыполнение обязательств надежного, качественного и экономичного обслуживания их поставщиками электроэнергии.
- Пакета технических документов, включающих:
- методики и программные комплексы для расчетов надежности схем генерации, магистральных, региональных электрических сетей и ТСО;
- методики и программы расчета экономических показателей для оценки надежности и качества электроснабжения потребителей, оценки вероятных ущербов и рисков от несоблюдения требований нормативных документов в этой сфере электроэнергетики;
- варианты компенсации финансовых потерь потребителям или поставщикам электроэнергии за невыполнение одной из сторон обязательств по обеспечению надежности, качества и экономичности электроснабжения.
Расчеты показали, что индекс надежности электроснабжения в ряде энергосистем России находится в пределах 0,95-0,97 с ущербом у потребителей от вероятных перерывов в электроснабжении до 7 триллионов рублей в год, что эквивалентно потере около 1% ВВП страны. Переход на нормативы надежности электроснабжения, близкие
к зарубежным показателям (0,9997), к 2030 году [2] потребует увеличить удельные инвестиции с 3,95 до 9,3 млн рублей на мегаватт нагрузки.
Отсюда очевидно экономическое значение разработки
и последующей реализации Закона РФ «Об энергобезопасности, надежности, качестве и экономичности электроснабжения отраслей экономики и социальной сферы России».
ЛИТЕРАТУРА
- Федеральный закон № 35-ФЗ от 12.03.2003 «Об электроэнергетике» (с изменениями, внесенными Федеральными законами № 122-ФЗ от 22.08.2004, № 211-ФЗ от 30.12.2004, № 232-ФЗ от 18.12.2006, № 250-ФЗ от 04.11.2007, № 118-ФЗ от 14.07.2008, № 281-ФЗ от 25.12.2008, № 261-ФЗ от 23.11.2009, № 26-ФЗ от 09.03.2010, № 187-ФЗ от 26.07.2010, № 188-ФЗ от 26.07.2010, № 189-ФЗ от 26.07.2010, № 191-ФЗ от 27.07.2010, № 401-ФЗ от 28.12.2010, № 8-ФЗ от 07.02.2011, № 33-ФЗ от 08.03.2011, № 123-ФЗ от 04.06.2011, № 242-ФЗ от 18.07.2011, № 248-ФЗ от 19.07.2011, № 394-ФЗ от 06.12.2011, № 401-ФЗ от 06.12.2011, № 93-ФЗ от 25.06.2012, № 96-ФЗ от 29.06.2012, № 291-ФЗ от 30.12.2012, № 35-ФЗ от 05.04.2013, № 308-ФЗ от 06.11.2013, № 317-ФЗ от 25.11.2013, № 83-ФЗ от 20.04.2014, № 217-ФЗ от 21.07.2014, № 307-ФЗ от 14.10.2014, № 466-ФЗ от 29.12.2014).
- Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 13.11. 2009
№ 1715-р.
|