Новости Электротехники 2(116) 2019





<  Предыдущая  ]  [  Следующая  >
Журнал №3(15) 2002

Большие инвестиции в энергетику России не придут, пока инвестор не будет застрахован законодательством страны

Привлечение инвестиций в электроэнергетику России - одна из задач проводящейся реформы. Только плановое выбытие мощностей до 2010 года составит 80 тысяч МВт. Чтобы их возместить, необходимо около 50 миллиардов долларов. Для российской энергетики это непосильная сумма. Помочь могут только инвестиции, как иностранные, так и отечественные. После обсуждения этой проблемы на международной конференции "Современная энергетика - основа экономического развития" нам удалось более подробно побеседовать с заместителями начальника Департамента инвестиционной политики РАО "ЕЭС России" Алексеем Тютяевым и Сергеем Шманенковым.

- В прошлом году в РАО "ЕЭС России" была разработана программа "5000 МВт", состоящая из проектов привлечения капиталов в создание новых генерирующих мощностей. На какой стадии находится реализация этой программы?

- В общих чертах ситуация с выполнением программы "5000 МВт" такова: по ряду проектов разработаны и утверждены руководством Общества схемы сделок, предусматривающие привлечение внешнего финансирования. Проведены предварительные переговоры с потенциальными инвесторами, проявившими интерес к участию в проектах.

Привлекательность предлагаемых к совместной реализации проектов определяется возможностью гарантировать инвестору возврат средств, вложенных в осуществление проекта. Этого можно достичь, заключая долгосрочные договоры на покупку производимой электроэнергии по тарифу. Причем по такому тарифу, который бы обеспечивал не только окупаемость вложений, но и приемлемую для инвестора доходность вложенного капитала. В настоящее время в нашей стране отсутствует практика заключения такого рода договоров, выполненных в формате, соответствующем международным требованиям. Такое положение сложилось в результате государственного регулирования тарифов.

Анализируя материалы, подготовленные в рамках программы "5000 МВт", мы пришли к выводу, что существующая система финансирования строительства электроэнергетических объектов не позволяет решать в полном объеме задачи по реализации инвестиционных проектов, в том числе по привлечению внешних инвестиций. Кроме того, в ходе реформирования РАО "ЕЭС России", действующий порядок финансирования инвестиционных проектов приходит в несоответствие с новой структурой функционирования отрасли. Чтобы создать благоприятные условия для привлечения частных инвестиций в строительство новых и реконструкцию действующих генерирующих мощностей предлагается создать специальный фонд. Фонд должен будет предоставлять производителям электроэнергии гарантии от некоммерческих рисков при реализации инвестиционных проектов в сфере генерации. За счет средств фонда должен покрываться разрыв между устанавливаемым регулирующим органом тарифом и тем, который необходим для возврата денег по инвестиционному проекту. Это создаст комфортные условия для инвестиций. Проект постановления Правительства РФ о создании гарантийного фонда внесен на рассмотрение в Минэкономразвития.

Приоритетным инвестиционным проектом в рамках программы "5000 МВт" является Северо-Западная ТЭЦ в Санкт-Петербурге. РАО "ЕЭС России" намерено через конкурсную процедуру привлечь к участию в завершении строительства второго блока этой станции стратегического инвестора. На первом этапе ему будет предложено приобрести 25 % + 1 акцию из принадлежащего РАО "ЕЭС России" пакета акций ЗАО "Северо-Западная ТЭЦ". При этом инвестор должен принять на себя выполнение инвестиционных обязательств, связанных с привлечением необходимых финансовых средств. Гарантией возврата вложений в ТЭЦ является подключение одного из блоков станции на параллельную работу с энергосистемой Финляндии. На сегодняшний день крупнейшие европейские энергетические компании уже заинтересовались этим проектом, и в середине текущего года будет проведен открытый конкурс между инвесторами.

Другим интересным на наш взгляд объектом для капиталовложений является Псковская ГРЭС. В этом проекте мы предлагаем инвестору крупный пакет акций. При условии, что он достроит третий энергоблок, инвестор практически может стать владельцем электростанции. Электростанция располагает экспортным потенциалом, т.е. технически возможно осуществлять поставки электроэнергии за пределы России. О желании принять участие в этом проекте уже заявили несколько инвестиционных компаний.

Указанные проекты из программы "5000 МВт" вызывают наибольший интерес у инвесторов. Кроме того, в ходе реализации этой программы возникло новое инвестиционное направление. В России немало крупных промышленных потребителей, нуждающихся в электроэнергии. "Под боком" у них находятся стареющие электростанции, а у РАО "ЕЭС России" нет средств на реконструкцию. Эти потребители готовы создавать совместные предприятия, вкладывать деньги в ремонт и техническое перевооружение, а затем получать электроэнергию с существенной скидкой.

Примером такого подхода может служить проект технического перевооружения Ижевской ТЭЦ-1. АО "Ижсталь" для снижения себестоимости производимой им стали, за счет уменьшения энергетических затрат предлагает создать совместное предприятие по эксплуатации и финансированию технического перевооружения Ижевской ТЭЦ-1. Доля АО "Ижсталь" обеспечивается деньгами, необходимыми для выполнения этих работ. Вложив средства в станцию, "Ижсталь" получит возможность покупать энергию по измененному тарифу, и кроме того, у акционерного общества появляется возможность участвовать в управлении Ижевской ТЭЦ-1.

Аналогичные проекты сейчас рассматриваются в Томской и Липецкой областях.

- Если ситуация с генерирующими компаниями, как объектами вложения капиталов, в ближайшее время прояснится, и это совершенно очевидно, то что будет с сетями, в частности сетями среднего напряжения 6(10) кВ? Разрабатываются ли схемы привлечения средств в сетевое хозяйство?

- К сожалению, существующая система тарифообразования в электрических сетях не создает достаточных гарантий возврата вложенных инвестиций. Тариф на электроэнергию утверждается РЭК (региональными энергетическими комиссиями) с использованием старого механизма, основанного на принципе возмещения затрат на содержание энергетического оборудования. Этот механизм далек от рыночного и не стимулирует экономию денежных средств, поскольку любая экономия будет скорректирована регулирующей комиссией при защите тарифа на следующий период времени. Есть другой подход, который учитывает рыночный механизм. В этом случае тариф включит в себя две составляющие: тариф на покупку электроэнергии от электростанций и тариф на доставку электроэнергии от станций до потребителей. Тариф на покупку формируется в процессе конкуренции между предприятиями ее производящими. А тариф на доставку электроэнергии появляется в результате утверждения РЭК затрат на поддержание работоспособности энергетического оборудования. Причем утверждается он на несколько лет вперед (как правило этот срок составляет от 5 до 7 лет). Такой подход интересен инвесторам, ведь те средства, которые инвестор сэкономил, применяя новые технологии и современное оборудование, он получает обратно в качестве возврата вложенных инвестиций. Ну и конечно, если инвестор сработал плохо, то возмещать свои убытки ему придется из собственных источников финансирования.

Такая система образования тарифов в электрических сетях привлекательна для инвесторов.Потребитель же получает электроэнергию от конкурирующих электростанций и по фиксированному тарифу электрических сетей. Подобные механизмы образования тарифов уже используются на Украине и в Грузии. И в эти страны уже пришли иностранные инвесторы.

- На конференции "Современная энергетика - основа экономического развития" упоминалось, что в некоторых странах СНГ активно работают западные инвесторы. Нельзя ли поподробнее рассказать об этих проектах?

- В 1996 году, впервые в энергетической отрасли в СНГ, иностранные инвесторы появились в Казахстане. Вначале это была компания Traktebel, которая выкупила контрольный пакет акций столичной энергокомпании Алма-Атаэнерго. В дальнейшем, опять же в Казахстане, американская корпорация AES приобрела в собственность контрольные пакеты акций Экибастузской ГРЭС-1 и группы тепловых электростанций в Восточном Казахстане, ранее входивших в состав энергетической системы Алтайэнерго. Одновременно ею же было выкуплено право управления на 15 лет крупнейшими гидроэлектростанциями Казахстана - Усть-Каменогорской ГЭС и Шульбинской ГЭС.

По мере реформирования энергетической отрасли СНГ, в 1998 году та же американская корпорация AES приобрела в собственность контрольный пакет акций столичной электросетевой компании Telasi в Тбилиси (Грузии), а в 2002 году 9 и 10 энергоблоки ГРЭС Гардабани и Храми ГЭС 1 и 2.

В Молдавии в 2000 году в результате тендера испанская компания Union Fenoza выкупила контрольные пакеты акций двух электросетевых компаний, это Кишиневские и Восточные электрические сети.

Инвестиционно привлекательной в последнее время для западных предпринимателей стала Украина, где корпорация AES в 2001 году приобрела в собственность контрольные пакеты акций электросетевых компаний Киевоблэнерго и Ровнооблэнерго. Как правило, иностранный инвестор направляет инвестиционные ресурсы в первую очередь на создание инфраструктуры рынка, а именно - на создание системы учета электроэнергии.

- Наверняка инвестора привлекают системные проекты, когда он может вложить средства и получить отдачу от комплекса "генерация + распределение" и тем самым подстраховать себя от неожиданностей.

- Конечно, для инвестора это более выгодно, нежели отдельно взятый объект. И это обусловлено отсутствием в настоящее время в полной мере рыночных отношений между производителями и потребителями энергоресурсов.

Например, если инвестор взял в управление или в собственность электростанцию, то при существующей системе хронических неплатежей и ему платить не будут, а точнее не смогут. Тогда, следуя рыночным законам, он должен будет остановить станцию и ждать оплаты поставленной электроэнергии. Поэтому для инвестора привлекательнее взять и электростанцию, и электрические сети, то есть заниматься и генерацией, и сбытом энергии. Так он сможет работать с потребителями, применяя другие - эффективные, рыночные методы, которых больше у сбытовой организации. Это касается не только западных , но и отечественных инвесторов.

- В конце концов, поиск финансовых источников для развития и замены существующих мощностей должен перейти в ведение конкурирующих генерирующих компаний. То есть по обязательствам РАО "ЕЭС России", привлекающей средства, скажем, в нынешнем году, через год-два должны будут расплачиваться совсем другие компании - юридические лица. Не снижает ли это привлекательность объектов для инвесторов?

- Вопрос очень злободневный. Все инвестиционные проекты сегодня рассматриваются с учетом того, что у объектов появится новый хозяин, и обязательства по кредитам перейдут к нему. Инвесторы очень осторожны. Но этот переходный период необходимо пережить. Сейчас для решения этих вопросов разрабатывается специальная методика составления разделительных балансов.

Если говорить в целом о ситуации, то понятны те противоречивые чувства, которые испытывает инвестор, приходящий в Россию. С одной стороны, очень хочется войти в никем пока необжитый рынок. Все понимают, что тот, кто появится первым, получит какие-то льготы, замкнет на себя крупных интересных потребителей. С другой стороны - полная неясность в том, как будет происходить внедрение проекта в жизнь. Сегодня нет документа, который разложил бы весь процесс по полочкам. А неопределенность сильно пугает инвесторов. Возникает вопрос соответствия заявленных целей тем рискам, которые при этом возникают. Любой инвестор просчитывает, что он может выиграть, а что потерять.

Инвесторы подходят к решению подобных вопросов по-разному. Например, американские компании проблемы рисков решают очень просто: "Мы никуда не торопимся, у нас есть, чем заниматься. В недалеком будущем РАО прекратит свое существование, думаем, в ближайшее время вы окончательно определитесь со структурой энергетики России, сформируется энергетический рынок и нам станут понятны правила его функционирования. Вот тогда мы к вам и придем".

Европейские компании смотрят на вопрос иначе. Они понимают, что совсем рядом находится громадный рынок, который рано или поздно начнет на них давить. В России есть топливные ресурсы, большие генерирующие мощности и в скором времени появится возможность передавать на Запад электроэнергию в больших объемах. Исходя из такого энергетического потенциала нашей страны, европейские компании стремятся, несмотря на существенные риски, придти на российский рынок и попытаться наладить здесь бизнес.

- Насколько привлекательны для инвестирования небольшие ГЭС, станции на местном топливе или отходах?

- Энергетика России отличается от других энергетических комплексов заложенным в нее потенциалом надежности. Это дает возможность более-менее спокойно войти в рыночные условия. В полной мере вопрос объектов малой или нетрадиционной энергетики встанет позже.

Хотя уже сейчас появляются интересные проекты. Возьмем Камчатку - отдаленный район, изолированная энергосистема, привозное и, значит, дорогое топливо. В итоге и цены на электроэнергию получаются очень большими. В то же время можно использовать имеющиеся на полуострове геотермальные воды и построить геотермальные электростанции. Конечно, они значительно дороже, нежели обычные станции, но единовременные вложения могут окупиться в будущем.

Существуют идеи строительства и ветряных станций. Главный вопрос - будут ли они выгодны, сможет ли их энергия конкурировать по стоимости с энергией из энергосистемы.

В настоящее время во главу угла уже не ставятся вопросы энергетической независимости регионов. Главное - экономическая целесообразность строительства новых станций, реконструкции существующих или покупки энергии из внешней сети.

- В связи с изменениями в отрасли, готовы ли страховые компании работать с инвестиционными проектами в российской энергетике и страховать инвестиционные риски?

- К сожалению, пока прецедентов работы страховых компаний с инвестиционными энергетическими проектами в российской практике нет. Нет их и в других странах СНГ.

РАО "ЕЭС России" считает, что страхование инвестора, в первую очередь должно проходить через законодательные акты. Почему в России сейчас практически нет профессиональных западных инвесторов? Потому что нет законодательного страхового механизма, нет законодательной базы, которая подстраховывала бы инвестора.

- В результате преобразований РАО "ЕЭС России" должно прекратить свое существование. Предполагается ли образование инвестиционной энергетической компании (по аналогии, скажем, с оптовыми генерирующими компаниями)?

- Да, предполагается. Но это дело будущего.





Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга
Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки
Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта




Rambler's Top100 Rambler's Top100

© ЗАО "Новости Электротехники"
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Segmenta Media создание и поддержка сайта 2001-2019