|
Михаил Соловьев:
"Необходимость в Госэнергонадзоре отпадет, когда россияне станут законопослушными"
Одним из самых активных гостей выставки "Энергетика и Электротехника -2002", принявшим участие практически во всех проведенных мероприятиях, стал заместитель руководителя Департамента государственного энергетического надзора, лицензирования и энергоэффективности Министерства энергетики РФ Михаил Соловьев. Естественно, мы не упустили момент и задали ему несколько вопросов.
- Михаил Михайлович, изменятся ли функции Госэнергонанзора, и не будет ли он вообще упразднен в связи с проходящей реформой энергетики?
- Думаю, что нет. О необходимости сохранения Госэнергонадзора заявляют практически все основные производители и потребители энергии и энергоносителей - РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром", нефтяные компании и т.д.
Пока мы работаем по постановлению Правительства РФ № 938 "О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации", принятом в 1998 году. Но ситуация в стране меняется, поэтому Правительство страны предложило Минэнерго это Постановление уточнить, конкретизировать некоторые пункты. И сейчас разработано "Положение о государственном энергетическом надзоре Российской Федерации", которое находится на рассмотрении Правительства Российской Федерации.
Согласно новому Положению, будут сохранены функции Госэнергонадзора, касающиеся безопасного обслуживания энергетических установок, уточнен список видов деятельности, лицензируемый Госэнергонадзором, а также отдельно выделен раздел о контроле и надзоре за эффективным и рациональным использование топливно-энергетических ресурсов. Особенно это касается тех структур, которые финансируются за счет бюджетов всех уровней.
Наша справка:
В настоящее время в систему государственного энергетического надзора Министерства энергетики Российской Федерации входят:
- Департамент государственного энергетического надзора, лицензирования и энергоэффективности;
- 7 региональных управлений государственного энергетического надзора - территориальных органов Минэнерго России, каждому из которых подчинены от 4 (региональное управление "Уралгосэнергонадзор") до 18 (региональное управление "Центргосэнергонадзор") управлений Госэнергонадзора в субъектах РФ;
- 74 управления Госэнергонадзора в субъектах РФ - государственных учреждений (УГЭН), в состав которых входят 63 группы (инспекции) газового надзора;
- 52 региональные государственные инспекции по контролю и надзору за рациональным использованием нефти и продуктов ее переработки;
- 8 региональных инспекций по качеству торфа.
- Кассационная коллегия Верховного Суда РФ отменила пункты 2 и 4 Постановления Правительства от 08.05.1996 года № 560 в редакции Постановления от 12.08.1998 № 938, в которых на коммерческие организации была возложена незаконная обязанность по отчислению средств на содержание государственного учреждения и нарушены права и законные интересы непосредственных потребителей энергии. За счет чего в будущем будет осуществляться финансирование Госэнергонадзора?
- Вопрос архиинтересный. Но, пожалуй, немного не по адресу. Это лежит в пределах компетенции Правительства Российской Федерации. Министерством энергетики Российской Федерации было разработано несколько схем финансирования органов Госэнергонадзора, которые были согласованы с заинтересованными министерствами и ведомствами. Но пока Правительство не приняло решения.
- Существуют ли в других странах структуры, аналогичные Госэнергонадзору? Что входит в их обязанности, как распределяются функции, кто финансирует?
- Структуры Госэнергонадзора сохранены в странах ближнего (Белоруссия, Украина и т.д.) и некоторых государствах дальнего зарубежья (например, Чехия). Они выполняют практически те же функции, что и российский Госэнергонадзор. Схема финансирования - за счет бюджетов и тарифов, то есть практически такая же, как и у нас.
В других же странах таких структур нет. Там основой является законопослушность и равенство всех перед законом. К такой схеме, безусловно, надо стремиться. Но Россия - это не Англия, Германия или Франция... Во-первых, это российский менталитет, "русская душа", "русский характер", многонациональность со своими особенностями и традициями. Во- вторых, нужно учитывать географическое положение страны и ее размеры (более 60% территории относится к северным, или приравненным к ним, районам), значительную неоднородность социально-экономического развития регионов со всеми вытекающими отсюда последствиями. Я считаю, что на данном этапе Госэнергонадзор просто необходим.
- Вы говорили о видах деятельности, лицензируемых Госэнергонадзором. Каких предприятий это касается?
- В соответствии с законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" за Минэнерго России закреплено 6 видов деятельности:
- эксплуатация электрических сетей;
- эксплуатация тепловых сетей;
- переработка нефти, газа и продуктов их переработки;
- транспортировка по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки;
- хранение нефти, газа и продуктов их переработки;
- реализация нефти, газа и продуктов их переработки.
Касаются они любых предприятий, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, деятельность которых подпадает под Закон о лицензировании.
Формы реализации процесса лицензирования этих видов деятельности будет определена Положениями о лицензировании, которые разработаны нашим Министерством и должны быть введены в действие постановлениями Правительства Российской Федерации.
- Возможна ли в дальнейшем передача части функций Госэнергонадзора страховым компаниям? Например, привлечение к работе персонала, не имеющего достаточной квалификации, увеличит страховые взносы и уменьшит выплаты при наступлении страхового случая настолько, что владельцам выгоднее будет персонал обучить.
- Я не думаю, что это дело ближайшего будущего. И проблема лежит, прежде всего, в плоскости несовершенства существующей системы страхования. На это не пойдут ни производители, ни потребители топливно-энергетических ресурсов. Пока не существует достаточно надежных страховых компаний, не отработаны механизмы страхования в области энергетики, нет подготовленного персонала. И что самое, на мой взгляд, основное - в России нет законопослушности.
Но сам по себе этот вариант вполне реален.
- Энергосбережение - это один из возможных способов снижения издержек, и, соответственно, себестоимости продукции и услуг. И более чем собственник, никто не заинтересован в энергоэффективности предприятия. Можно ли говорить в такой ситуации об оценке Госэнергонадзором проектов, выполненных, например, для коммерческих структур? Верно ли, что в скором времени надзорная деятельность государственных инспекторов в области энергосбережения и энергоэффективности будет касаться только государственных организаций?
- Правильнее будет сказать, что энергоэффективность - один из путей снижения себестоимости продукции, ее энергетической составляющей. Энергию беречь не нужно, ее нужно эффективно использовать Просто термин "энергосбережение" в нашей действительности занял место "энергоэффективности". К тому же у нас в России во многих случаях надо действительно беречь ТЭР.
Действительность сегодня, к сожалению, не подтверждает ваши слова. Об этом говорят факты. Наш, российский предприниматель не идет по пути использования в проектах энергоэффективного оборудования и технологий. Наоборот, он зачастую пытается снизить стоимость проектов за счет исключения из них энергоэффективных, энергоконтролирующих и энергоуправляющих систем и технологий.
Конечно, это относится далеко не ко всем, но негативных примеров неисчислимое множество, и тут без контроля не обойтись. Кроме того, существующий в России рынок - это далеко не тот рынок, который мы хотели бы видеть. У нас, по существу, пока еще нет той конкуренции энергопроизводителей и энергопотребителей, которая бы заставляла их идти по пути снижения издержек за счет внедрения энергоэффективных технологий и техники. Если посмотреть на сегодняшнее состояние технического парка производителей и потребителей ТЭР, то вы увидите, насколько он ветхий и древний. Очень мало предпринимателей, которые идут на внедрение (читай - вложение денег) современного оборудования. Наш бизнесмен российского разлива в первую очередь заботится о сиюминутной выгоде. Причем извлечении из бизнеса даже не прибыли, как экономической категории, а личной выгоды. И пока такое положение дел будет существовать, я думаю, будут сохраняться и органы Госэнергонадзора в том виде, в котором они существуют.
Конечно, когда наш рынок станет цивилизованным, тогда, безусловно, функции энергонадзора сузятся, останутся только в государственном и бюджетном секторах экономики. А когда все станут законопослушными, тогда и вовсе отпадет необходимость в государственном контроле и надзоре.
Наша справка:
В среднем за год плановым проверкам (обследованиям) подвергается 15-20 % организаций - объектов проверки. В соответствии с "Инструкцией по проведению обследования оборудования, зданий и сооружений электрических и тепловых установок, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций и потребителей тепловой и электрической энергии" периодичность плановых комплексных обследований крупных организаций (с присоединенной мощностью электроустановок 750 кВА или тепловых установок 1 Гкал/час и выше) - не реже 1 раза в 5 лет. Периодичность проверок мелких организаций устанавливается начальником управления Госэнергонадзора в субъекте Российской Федерации, исходя из их количества и штатной численности инспекторского персонала (практически это 1 раз в 5-10 лет). Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" № 134-ФЗ этот срок определен не более 1 раза в 2 года.
Инспекторским персоналом Госэнергонадзора в 2001 году выдано предписаний на отключение энергоустановок, не соответствующих требованиям действующих правил и норм, дальнейшая эксплуатация которых может привести к аварии, пожару или представлять иную опасность для человека:
- электроустановок - 22655 шт.
- теплоустановок - 3326 шт.
Отстранено от работы за нарушение требований Правил более 24 тысяч человек, сделано более 5 тысяч представлений в органы власти, прокуратуру по вопросам безопасности и техническому состоянию энергообъектов.
- Законопроект "Об основах технического регулирования в РФ", находящийся в Госдуме, предлагает не только процедуру сертификации, но и более дешевый способ подтверждения соответствия - декларацию. Борис Алешин, глава Госстандарта, сказал: "Перечень, подлежащий обязательной сертификации, останется. И в него обязательно войдет такая продукция, которой повседневно пользуется человек. Но в то же время, если какая-то компания, выпускающая такую продукцию, имеет хорошую репутацию, осуществляет поставки на рынок достаточно давно и доказала свою надежность, продукция такой компании может просто декларироваться". Ваше отношение к этому вопросу?
- Законопроект находится в стадии обсуждения. Госэнергонадзор к подобным вещам относится положительно. Ведь предприниматель может декларировать свою деятельность, беря на себя всю ответственность за безопасность, качество, обязательность предоставления производимых услуг и товаров. Тем самым снимается ряд вопросов, подконтрольных органам Госэнергонадзора.
Перечень продукции и услуг, подлежащих сертификации, пока не обсуждался. И войдет ли в него предприятий энергетической отрасли, неизвестно. Думаю, что он будет определен подзаконным актом.
В то же время, хочу обратить внимание, что наличие декларации не освобождает от контроля за соблюдением условий декларации. Другой вопрос, что такой контроль должен осуществляться редко и ненавязчиво.
| |