|
< Предыдущая ] [ Следующая > |
Журнал №4(16) 2002 |
| | |
| |
|
Коммерческие потери электроэнергии в электрических сетях
Структура и мероприятия по снижению
Потери электроэнергии в электрических сетях — важнейший показатель экономичности их работы, наглядный индикатор состояния системы учета электроэнергии, эффективности энергосбытовой деятельности энергоснабжающих организаций.
В настоящее время почти повсеместно наблюдается рост абсолютных и относительных потерь электроэнергии. Так, с 1994 по 2001 гг. абсолютные потери электроэнергии в электрических сетях России увеличились с 78,1 до 103,55 млрд. кВт•ч,
а относительные — с 10,09 до 13,1%. В некоторых энергосистемах относительные потери достигли 15-20%, а в отдельных распределительных сетях — 30-50%.
Валерий Воротницкий, д. т. н., профессор, ОАО «ВНИИЭ», г. Москва, Валентин Апряткин, инженер, ОАО «Электрические сети», г. Клин
Четыре причины потерь
Основной причиной сложившейся ситуации является рост коммерческих потерь, которые можно разбить на четыре основные группы:
потери из-за погрешностей системы учета электроэнергии, обусловленные:
- классами точности и ненормированными условиями работы трансформаторов тока (ТТ), напряжения (ТН) и счетчиков, в т.ч. их недогрузкой, перегрузкой, работой с ненормированным коэффициентом мощности и т.п.;
- неверными схемами подключения счетчиков, ТТ и ТН;
- неисправными счетчиками, ТТ, ТН;
- ошибками в снятии показаний счетчиков или умышленными искажениями записей;
потери при выставлении счетов, обусловленные:
- неточностью данных о потребителях электроэнергии, в том числе недостаточной или ошибочной информацией о заключенных договорах на пользование электроэнергией; ошибками в коэффициентах пересчета показаний счетчиков в электроэнергию и т.п.;
- ошибками при выставлении счетов, в том числе: невыставленными счетами потребителям из-за отсутствия точной информации о потребителях и постоянного контроля за актуализацией этой информации; отсутствием контроля и ошибками в выставлении счетов клиентам, пользующимся специальными тарифами, и т.п.;
потери при востребовании оплаты, обусловленные оплатой позже установленной даты, долговременными или безнадежными долгами и неоплаченными счетами из-за неудовлетворительной процедуры востребования оплаты; плохого учета неоплаченных счетов и управления оплатой и т.п.;
потери из-за хищений электроэнергии, обусловленные несанкционированным подключением потребителей, нарушением целостности цепей и приборов учета, искажением показаний и т.п.
В российских энергосистемах главными причинами наличия коммерческих потерь традиционно являются недостаточный и недостоверный учет, хищения электроэнергии не только в коммунально-бытовом, но и в промышленном секторе. В годы перестройки в электроэнергетике в условиях роста тарифов на электроэнергию и уменьшения платежеспособности населения в ряде регионов страны, особенно в сельской местности, увеличились трудности с оплатой электроэнергии коммунально-бытовыми потребителями. Кроме того, появилась мотивация к применению все более изощренных методов и средств хищений электроэнергии и соответственно к росту объемов этих хищений, появились бесхозные электрические сети, поселки, которые никто не хочет брать на баланс и обслуживание.
Потери можно снизить
Опыт передовых предприятий показывает, что:
- снижение коммерческих потерь — работа длительная и трудная, требующая постоянного внимания и бдительности, значительных материальных средств на организацию и совершенствование учета электроэнергии, на расчеты и анализ технических потерь, на создание информационной системы по потребителям электроэнергии и т.п. Ослабление внимания к коммерческим потерям даже на короткий период неизбежно приводит к их росту;
- коммерческие потери должны рассчитываться не только в киловатт-часах, как составляющая баланса электроэнергии, но и в денежном выражении, как финансовые убытки энергопредприятия, как явно упущенная его выгода в форме недополученной прибыли, включающая в себя потери при востребовании оплаты за поставленную клиентам электроэнергию;
- коммерческие потери в широком смысле не являются фатально неизбежными. Они могут и должны быть снижены в результате активной, целенаправленной деятельности энергопредприятия, которая должна осуществляться в соответствии со специально разработанным проектом;
- коммерческие потери не могут быть измерены какими-либо приборами, но могут быть вычислены. Их величина зависит от большого количества факторов, а точность оценки, в первую очередь, от точности учета отпущенной в сеть и потребленной энергии, а также от точности расчета технических потерь.
Главным направлением снижения коммерческих потерь является совершенствование учета электроэнергии, которое в современных условиях позволяет получить прямой и достаточно быстрый эффект. В частности, по оценкам специалистов, только замена старых, преимущественно «малоамперных» однофазных счетчиков класса 2,5 на новые класса 2,0 повышает собираемость средств за переданную потребителям электроэнергию на 10-20% за счет снижения порога чувствительности и увеличения достоверности расчетов. В денежном выражении по России в целом это составляет порядка 1ё3 млрд. руб. в год. Нижняя граница интервала соответствует существующим тарифам на электроэнергию, верхняя — возможному их увеличению.
Решающее значение при выборе мероприятий по совершенствованию учета и мест их внедрения имеют выполнение расчетов и анализ допустимых и фактических небалансов электроэнергии на электростанциях, подстанциях и в электрических сетях в соответствии с Типовой инструкцией РД 34.09.101-94.
АСКУЭ — перспективное решение
Основным и наиболее перспективным решением проблемы снижения коммерческих потерь электроэнергии является разработка, создание и широкое применение автоматизированных систем контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ), в том числе для бытовых потребителей, тесная интеграция этих систем с программным и техническим обеспечением автоматизированных систем диспетчерского управления (АСДУ), обеспечение АСКУЭ и АСДУ надежными каналами связи и передачи информации, метрологическая аттестация АСКУЭ.
Однако эффективное внедрение АСКУЭ — задача долговременная и дорогостоящая, решение которой возможно лишь путем поэтапного развития.
На сегодняшний день к первоочередным задачам развития систем учета относятся:
- осуществление коммерческого учета электроэнергии (мощности) на основе разработанных для энергообъектов и аттестованных методик выполнения измерений (МВИ) по ГОСТ Р 8.563-96. Разработка и аттестация МВИ энергообъектов должны проводиться в соответствии с Типовыми МВИ — РД 34.11.333-97 и РД 34.11.334-97;
- периодическая калибровка (поверка) счетчиков индукционной системы с целью определения их погрешности;
- замена индукционных счетчиков для коммерческого учета на электронные (кроме бытовых индукционных однофазных);
- создание нормативной и технической базы для периодической поверки измерительных трансформаторов тока и напряжения в рабочих условиях эксплуатации с целью оценки их фактической погрешности;
- создание льготной системы налогообложения для предприятий, выпускающих АСКУЭ и энергосберегающее оборудование;
- создание законодательной и технической базы для внедрения приборов учета электроэнергии с предоплатой;
- создание нормативной базы для ликвидации «бесхозных» потребителей и электрических сетей, обеспечение безубыточных условий их принятия на баланс и обслуживания энергоснабжающими организациями;
- совершенствование правовой основы для предотвращения хищений электроэнергии, ужесточение гражданской и уголовной ответственности за эти хищения.
Основные направления работы по уменьшению хищений:
- защита приборов учета от несанкционированного доступа;
- оснащение контролеров приборами по выявлению хищений электроэнергии;
- вынос приборов учета за границы частных владений;
- замена голых проводов изолированными на вводах от магистралей ВЛ 0,38 кВ к частным владениям;
- создание электронной базы данных по электропотреблению и токам присоединения потребителей.
Роль персонала. реализация проекта
Очень важное значение на стадии внедрения мероприятий по снижению коммерческих потерь электроэнергии в сетях имеет так называемый «человеческий фактор», под которым понимается:
- обучение и повышение квалификации персонала;
- осознание персоналом важности для предприятия в целом и для каждого его работника эффективного решения поставленной задачи;
- мотивация персонала, моральное и материальное стимулирование;
- связь с общественностью, широкое оповещение о целях и задачах снижения коммерческих потерь, ожидаемых и полученных результатах.
В энергоснабжающих организациях должна быть разработана, утверждена и задействована эффективная система поощрения за снижение потерь электроэнергии в сетях, за выявление хищений электроэнергии с обязательным оставлением части полученной прибыли от снижения потерь (до 50%) в распоряжении персонала, получившего эту прибыль.
Очень важен контроль со стороны руководителей энергосистемы, предприятий, районов электросетей и Энергосбыта за эффективностью работы контролеров, мастеров и монтеров РЭС с целью предотвращения получения ими личного дохода непосредственно с виновников хищений, «помощи» потребителям по несанкционированному подключению к сетям и т.п.
В конечном счете должен быть создан такой экономический механизм, который бы ставил премирование персонала в прямую зависимость от его активности и эффективности действий в области снижения потерь.
Такой механизм был создан, в частности, на базе пилотного объекта — ОАО «Электрические сети» г. Клин Московской области, в котором внедрены практически все вышеперечисленные мероприятия и краткая характеристика которого приведена в таблице.
Из диаграммы 1 видно, что при среднеобластных (по Московской области) относительных потерях электроэнергии 12%, потери в сетях ОАО «Электрические сети» г. Клин не превысили 7% за рассматриваемый период. Благодаря этому, за пять лет получен дополнительный доход в сумме 12,27 млн. руб., часть которого использована на дальнейшее снижение потерь (диаграмма 2).
№ | Наименование показателя | Единицы измерения | Численное значение показателя |
1 | Поступление электроэнергии в сеть | млн. кВт•ч | 163,6 |
2 | Полезный отпуск электроэнергии | млн. кВт•ч | 152,5 |
3 | Потери электроэнергии | млн. кВт•ч % | 11,1 6,78 |
4 | Количество подстанций | шт. мВА | 240 123,423 |
5 | Протяженность линий: ВЛ 0,4 кВ КЛ 0,4 кВ ВЛ 6 кВ КЛ 6 кВ | км км м км | 289 177 29 246 |
6 | Количество объектов: бытовых прочих | шт. шт. | 40281 606 |
Результаты, полученные за 1996-2000 гг.
Выводы
Потери электроэнергии в электрических сетях — важнейший показатель эффективности и рентабельности их работы.
Снижение потерь электроэнергии в условиях кризиса — один из путей и реальных источников поступления денежных средств, направляемых на развитие электрических сетей, на повышение надежности и качества электроснабжения потребителей, на оплату топлива на электростанциях.
Главный путь выявления и локализации коммерческих потерь — расчет и анализ допустимых и фактических небалансов электроэнергии в электрических сетях энергосистемы с учетом технических потерь в сетях, определением и локализацией этих небалансов на электрических станциях, подстанциях, в предприятиях, районах электрических сетей, на отдельных распределительных линиях.
| |
|
|
|
Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта
|