|
Павел Шейко: «НКУ для энергетики страны должны производиться в России из отечественных комплектующих»
Низковольтная аппаратура применяется в производстве и распределении электроэнергии от электростанции до конечного потребителя, и потребность в ней огромна. Могут ли российские производители обеспечить нужды рынка? Некоторые специалисты настроены пессимистично, считая, что отечественная низковольтная продукция сильно отстала от мирового уровня. Другие утверждают, что наши изделия вполне конкурентоспособны. Мы решили познакомиться с мнениями оппонентов. Первым о своих взглядах на состояние дел на рынке низковольтного оборудования рассказал главный специалист отдела новой техники и технологий Департамента научно-технической политики и развития РАО «ЕЭС России» Павел Шейко.
Об отечественном рынке
— Павел Антонович, как вы оцениваете современное состояние российского рынка низковольтного оборудования?
— До сих пор в эксплуатации на энергообъектах России находится низковольтное оборудование, внедренное в производство по решениям 30–40-летней давности. И многие конструкции уже не соответствуют в полной мере современным требованиям безопасности, надежности, качества и удобства эксплуатации.
Необходимо отметить, что общая концепция отечественной низковольтной аппаратуры, особенно низковольтных комплектных устройств (НКУ), в свое время была разработана тремя научно-исследовательскими институтами: харьковским «ВНИИЭлектроаппарат», чебоксарским ВНИИР и московским «ВНИИЭлектропривод».
К сожалению, первый оказался за границами России, а от некогда мощного научного коллектива ВНИИР мало что осталось. Так вот, институтом ВНИИР в 70-е годы был разработан базовый документ «Устройства комплектные низковольтные для электрических станций и подстанций», в котором были изложены основные технические требования к построению НКУ постоянного и переменного тока. В документе было расписано всё вплоть до того, как оптимально расположить монтажные единицы внутри шкафа, каковы требования к внутрипанельному монтажу, выполнению присоединений и так далее.
Этому документу уже много лет, но в нем имеется много полезного материала, который необходим и сейчас при разработке и конструировании шкафов, несмотря на то, что он формировался в период, когда подхода к модульной конструкции шкафа в ее нынешнем понимании ещё не было. Эта уникальная система конструктивных и функциональных модулей и подробных инструкций по проектированию позволяла осуществлять разработку НКУ практически на любом заводе-изготовителе с минимальными доработками.
Основные процессы работы электрических аппаратов известны достаточно давно, и никаких принципиальных новшеств с тех пор не изобретено ни в России, ни за рубежом. Поэтому развитие низковольтного оборудования идет по пути уменьшения габаритов и повышения уровня его интеллекта. Этим более 15 лет назад начали заниматься ведущие западные электротехнические компании. В нашей стране практически ничего принципиально нового в подходе к разработке НКУ в девяностые годы не было. Появились лишь отдельные интересные разработки, но из-за экономического кризиса они оказались невостребованными.
И лишь в последнее время некоторые производители НКУ начали прислушиваться к требованиям и пожеланиям конкретного потребителя, разрабатывать устройства модульной конструкции, удобные в обслуживании, применять более совершенные комплектующие и конструктивные элементы, в том числе и зарубежного производства.
О российских заводах
— Какие предприятия-изготовители низковольтной аппаратуры в России вы можете выделить особо?
— В первую очередь старейший российский завод по выпуску НКУ – Чебоксарский электроаппаратный завод. Затем Дивногорский завод низковольтной аппаратуры, завод по производству низковольтной аппаратуры и НКУ в городе Октябрьский, ульяновский завод «Контактор», протвинский завод «Прогресс» и, конечно, ОАО ВНИИР. Перечень заводов, выпускающих в настоящее время неплохие НКУ для энергетики и промышленности, можно продолжить, но при этом необходимо отметить, что после распада Советского Союза часть хороших заводов осталась в Украине, Беларуси, Средней Азии.
Наиболее интересным предприятием в настоящее время, по моему мнению, является опытный завод «Прогресс» в городе Протвино Московской области. На этом заводе впервые в отечественной энергетике были разработаны низковольтные комплектные устройства переменного тока модульного принципа с блоками выдвижной конструкции и обширной сеткой схем серии КРУЗА П. Изделия приняты приемочной комиссией РАО «ЕЭС России» и рекомендованы к применению как при новом строительстве, так и при реконструкции энергообъектов, в первую очередь на атомных и тепловых электростанциях. Отмечу, что эти устройства адаптированы для создания АСУ ТП на энергобъекте.
До этого многие российские производители уже использовали модульный принцип построения НКУ (например, сборки РТЗО), но блоки в конструкции крепились стационарно и на одной плате располагалось оборудование (автоматы, пускатели и другие элементы) разных присоединений. И вывод части модуля в ремонт был связан с серьезными трудностями по обеспечению безопасности при производстве работ. Снятие блока было возможно только при помощи гаечных ключей, в то время как соседние модули находились под напряжением. Возникала опасность короткого замыкания и, как следствие, поражения работника электрическим током или дугой. Я не забуду момент из своей практики, когда необходимо было поменять пускатель в сборке РТЗО. Сама сборка при этом должна была остаться в работе, поскольку от нее питались вспомогательные механизмы энергоблока мощностью 300 МВт. Перевести их электропитание на резервное мы не могли, не говоря уже о временном останове энергоблока. Пришлось сознательно идти на грубейшее нарушение правил техники безопасности. Слева – 380 вольт, справа тоже. Ощущения при производстве работ были не из приятных, ведь электрическая дуга даже на напряжении 380 В настолько мощная, что может оставить человека калекой на всю жизнь.
Сегодняшняя конструкция НКУ «Прогресса» этого недостатка лишена. Отсек главных шин у КРУЗА П полностью отделен от других отсеков, что обеспечивает повышенную безопасность в эксплуатации. Кроме того, по своим техническим характеристикам протвинские изделия не уступают западным образцам. Считаю, что в этом немалая заслуга института «Атомэнергопроект», в сотрудничестве с которым и создавались эти НКУ. Установочная партия из 30 шкафов уже поставляется на Калининскую АЭС.
Конечно, не всё у «Прогресса» прошло гладко при создании НКУ. По нашим требованиям в конструкцию была внесена, например, световая сигнализация положений «включено-отключено» единичного модуля, встроена механическая блокировка, препятствующая выдвижению модуля без предварительного отключения автомата. В первоначальном варианте шкафов «Прогресса» была недоработка в подключении питающего кабеля – элементарно могло произойти короткое замыкание. При работе приемочной комиссии и согласовании ТУ эксплуатационники сразу обратили на это внимание. Надо отдать должное специалистам завода: они оперативно внесли изменения в конструкцию изделия.
Движется вперед и Чебоксарский электроаппаратный завод. Пока там выпускают НКУ традиционной конструкции, сохраняя методологию и подходы, наработанные десятилетиями. Но, насколько я знаю, специалисты ЧЭАЗ также работают над модульными конструкциями шкафов с применением модулей выдвижного типа.
Требуется серьезная модернизация и НКУ постоянного тока. Над этой проблемой сейчас работают несколько заводов. Например, ЗАО «Конвертор» вместе с опытным заводом «ВНИИЭлектропривод» разрабатывают панели модульной конструкции для щитов постоянного тока. Для решения этой задачи они взяли кредит. Конечно, это вынужденное решение в условиях, когда перестало существовать централизованное финансирование. Но работать на перспективу необходимо, и я считаю, что сейчас наши предприятия в состоянии разрабатывать современные конструкции – были бы деньги и, самое главное, сбыт, поскольку государство не проводит политики защиты своих предприятий от агрессивной интервенции зарубежных фирм на российский рынок.
Производителей низковольтной аппаратуры в России немало. Кто-то делает лучше, у кого-то не всё сразу получается. Но есть одна довольно серьезная проблема. Все НКУ, выпускавшиеся во времена Советского Союза, проходили приемку межведомственной комиссией и в обязательном порядке испытания – на стойкость при КЗ, на пожаробезопасность. К сожалению, сейчас некоторые предприятия пытаются уйти от проведения таких испытаний, считая их излишними. Это в корне неверно. Кроме того, не всегда проходят экспертизу и ТУ, по которым изготавливаются шкафы. Допустим, петербургский завод «Новая Эра» разработал ряд щитовых устройств, изготавливает их и через проектные институты Санкт-Петербурга пытается внедрять шкафы на энергообъекты города. А технические условия с нами – РАО «ЕЭС России» до сих пор не согласовали.
— Это обязательно делать?
— Да. Технические условия на изготовление всех изделий, предназначенных для объектов электроэнергетики России, обязательно должны быть согласованы с РАО.
Недавно к нам обратилось петербургское предприятие «НИИЭФА-Энерго» с просьбой дать разрешение на поставку своих изделий на объекты электроэнергетики. Технические условия на свою новую продукцию – панели типа ЩО-70 на номинальный ток вводных панелей до 2500 А и номинальный ток отходящих линий до 1000 А – они уже согласовали в Госстандарте России. Но мы не можем применять новые изделия, не зная реальных технических характеристик. Нам необходимы проект ТУ, результаты испытаний. Когда получим информацию, специалисты наших отраслевых институтов рассмотрят ее. И если она нас устроит, то соберем приемочную комиссию, изучим готовность производства к выпуску серийной продукции как это предусматривается государственными стандартами: имеется ли вся необходимая оснастка, станочный парк, лакокрасочное производство и так далее. Только после этого возможна рекомендация к применению изделий на объектах РАО «ЕЭС России».
Об испытательных центрах
— Какие центры в России сейчас занимаются испытаниями низковольтной аппаратуры?
— Крупных независимых испытательных центров в области низкого напряжения, так же как и высокого и среднего напряжения, в России четыре: НИЦ ВВА и ГНЦ ВЭИ в Москве, НИИВА в Санкт-Петербурге, НИИ «Уралэлектротяжмаш» в Екатеринбурге.
Конечно, практически на каждом предприятии-изготовителе низковольтной аппаратуры есть свои испытательные лаборатории. Но мировая практика уже доказала, что наибольшее доверие у потребителей вызывают результаты испытаний, проведенных в независимых центрах, подтвержденные соответствующими протоколами и осциллограммами.
Однако многие наши заводы всеми силами противятся независимым испытаниям. Во-первых, их проведение связано с определенными финансовыми затратами, а во-вторых, существует вероятность, что оборудование может не выдержать испытаний и тогда придется либо вносить изменения в конструкцию, либо снижать заявленные параметры. К таким производителям мы относимся с осторожностью.
Кстати, не все знают, что виды необходимых испытаний и их объем указаны в ГОСТ Р 51321.1-2000.
Для нас визитная карточка предприятия – протоколы испытаний одного из перечисленных мною центров.
О Концепции по НКУ
и импортных изделиях
— На техническом семинаре в Чебоксарах, проведенном в конце прошлого года, говорилось о необходимости разработки современной российской Концепции по НКУ. Что она будет собой представлять?
— Под словом Концепция подразумевается работа, которая, как я уже говорил, проводилась в 70–80-е годы ВНИИР и «ВНИИЭлектроаппарат», только адаптированная к современным условиям.
Существует потребность обобщить опыт эксплуатации последних лет и выработать новые требования, которые стали бы базовыми для заводов, выпускающих НКУ. Необходимо определиться с конструкцией шкафов НКУ.
Какими должны быть модули – выдвижными или стационарно закрепленными? Ведь сейчас в России есть сторонники и первой, и второй конструкции. Сколько отсеков должно быть в изделиях, как выполнить отсеки шин, чтобы обслуживание было максимально безопасным, как нужно осуществлять подвод кабеля, какое коммутационное оборудование необходимо использовать, как с точки зрения безопасности производства работ выполнять внутренний и внешний монтаж? Думаю, на все эти вопросы и должны быть ответы в Концепции.
Правда, сейчас сложно сказать, кто возьмет на себя задачу формирования Концепции. Думаю, этой работой должны заняться главные электрики проектных институтов. Необходимо, опять же вспомнить старое, когда каждый год проводились совещания главных электриков, на которых обсуждались принципиальные вопросы, в том числе и концепция построения НКУ. Ежегодно делались такие работы, как «Обобщение опыта эксплуатации» по всем видам оборудования. На этой базе формировались требования к заводам-производителям. Сегодня такого нет.
— Не проще ли обратить внимание на импортные разра-ботки и не «изобретать велосипед»?
— Конечно, что-то полезное целесообразно брать у западных компаний. Но считаю, что все низковольтные комплектные устройства для энергетики страны должны производиться только из российских комплектующих – это моя принципиальная позиция – и только на отечественных заводах.
Есть много примеров, когда купленные импортные НКУ уже выведены из эксплуатации в основном по причине отсутствия взаимозаменяемых комплектующих. Даже если что-то сейчас мы не изготавливаем в России, нужно купить лицензию у западных компаний и наладить производство в нашей стране.
Да, Schneider Electric, Siemens, Moeller имеют хорошие разработки по НКУ. Но их изделия очень дорогие. И это понятно: компании-гиганты вложили в разработку огромные финансовые средства, большой интеллектуальный труд. И, естественно, хотят вернуть вложенное.
Но я против, чтобы их развитие шло за мой счет. Я могу купить НКУ у зарубежного производителя, а могу приобрести НКУ российского изготовления из отечественных комплектующих. Знаю, что во втором случае несколько вырастут эксплуатационные расходы, но в относительной стоимости изделия эта составляющая не так уж и велика – процент отказов российских автоматов, пускателей, рубильников, реле в целом довольно низок. А вкладывать значительные капитальные средства в красивую, но очень дорогую конструкцию не вижу необходимости.
Кроме того, токи короткого замыкания в отечественных сетях низкого напряжения довольно большие – в зависимости от мощности питающего трансформатора они могут превышать 50 кА. И российские НКУ проектировались с запасом по токам КЗ, поэтому они и получались довольно громоздкими. А сейчас у меня есть определенные сомнения, что импортные блоки современной конструкции выдержат такие токи КЗ.
Об автоматических выключателях
— Многие специалисты высказывают мнение, что в России не выпускаются качественные и надежные автоматические выключатели 0,4 кВ. А ведь это один из основных комплектующих элементов НКУ.
— Не согласен. Дело в том, что технические требования к изделиям формулируем мы – потребители, и если, например, автоматы нас не устраивают по какому-то техническому параметру, то претензии нужно в первую очередь предъявить самим себе. Уверен, что российские заводы смогут выполнить любые требования.
Если говорить конкретно, то имеется, допустим, отечественный автомат серии АП-50, разработанный сорок лет назад и выпускаемый по настоящее время. Да, у него большие габаритные размеры – автоматы на те же номинальные токи и токи КЗ, разработанные ведущими западными фирмами, намного меньше. Но дело в том, что при разработке автоматов серии АП к ним предъявлялись определенные требования, связанные с повышенными токами КЗ в наших промышленных сетях 0,4 кВ. И этот автомат отключает большое количество раз ток короткого замыкания без всякого повреждения корпуса. Смогут ли выдержать это техническое требование малогабаритные выключатели? Сомневаюсь. Кроме того, конструктив АП рассчитан так, что в одном габарите он закрывает ряд номинальных токов от 1 до 50 А. При этом меняются только контактная система и дугогасительные камеры.
Я, может быть, консерватор, но к плюсам этого автомата отношу и то, что все токоведущие части у него закрыты и их невозможно случайно коснуться. В малогабаритных автоматах, особенно первых конструкций, винт для подключения токоведущего проводника не защищен. Я против такой конструкции. Автомат должен быть безопасным в эксплуатации, в том числе и неквалифицированным персоналом.
Конечно, у нас есть проблемы, особенно с автоматами на большие токи. Но сейчас хорошие изделия начинает выпускать ульяновский завод «Контактор». Их автомат ВА-08 по своим техническим характеристикам не уступает зарубежным аналогам.
Необходимо отметить, что в настоящее время к нам практически не поступает информация о новых разработках. Я, например, недавно случайно узнал о продукции чувашского завода. На этом предприятии в городе Алатырь производятся автоматы до 63 А включительно. Их технические характеристики нас удовлетворили. Правда, конструктив автоматов сделан по подходам и методам построения НКУ двадцатилетней давности и при их применении в современных НКУ могут возникнуть определенные трудности. Но они преодолимы, и, повторюсь, по электрической части автоматы полностью удовлетворяют требованиям РАО «ЕЭС России».
О нормативной базе
— Существует ли в России современная нормативная база по низковольтному электрооборудованию?
— Такой базы практически нет. Есть ГОСТы, которые разрабатывались еще в 70-х годах прошлого века. Сейчас начинают появляться новые нормативные документы, но, по моему мнению, практически все они имеют один и очень существенный недостаток.
За основу нынешних ГОСТов берутся международные стандарты МЭК, в которых применяются подходы, сформировавшиеся на Западе. И при этой работе зачастую не учитываются российские условия. Возьмите один из недавних ГОСТов – 51321.1-2000 «Устройства комплектные низковольтные распределения и управления». Читаем: «Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта МЭК 60439-1-92». Аутентичный — значит полностью соответствующий. Категорически нельзя просто переводить стандарты. В российской и западной электротехнике даже терминология зачастую отличается. И что мы видим в этом ГОСТе? Например, термин в пункте 2.10.3: «ток отсечки, сквозной ток короткого замыкания». В один термин включены два принципиально разных физических понятия. Что, теперь необходимо переписывать нашу учебную литературу?
Как мы всегда работали с электротехнической комиссией? Тексты стандартов МЭК издавались, но в них было указано, что они предназначены только для информации и ознакомления широкой инженерной общественности. И такая политика, с моей точки зрения, была правильной. А сейчас «с целью гармонизации» стандартам МЭК придается статус закона, обязательного для исполнения. Я принципиально против такого подхода.
Раньше государственными стандартами электротехнической тематики занималось Главное научно-техническое управление Минэнерго, которое подключало к работе над ГОСТами мощные проектные и научно-исследовательские институты. Сейчас же ГОСТ может сделать любой «творческий коллектив». Перевели МЭК и заявляют, что сделали государственный стандарт. Надо смотреть правде в глаза: это не стандарт, а простой перевод, порой и выполненный недобросовестно.
Еще одна интересная деталь, касающаяся ГОСТов. Возьмите любой старый советский стандарт. В самом начале писалось предупреждение: «несоблюдение преследуется по закону». И производители были обязаны составлять все ТУ так, чтобы они соответствовали ГОСТу. Несоответствующая ГОСТу продукция не имела права на жизнь. Сегодня же каждый может выпускать всё, что ему заблагорассудится, потому что из современных ГОСТов эта фраза исключена. Не потому ли, что составители стандартов понимают, что полностью соблюсти их требования попросту невозможно?
| |