Новости Электротехники 2(128)-3(129) 2021





<  Предыдущая  ]  [  Следующая  >
Журнал №1(25) 2003
В настоящее время в электроэнергетике действует почти две тысячи отраслевых нормативно-технических документов (НТД), регламентирующих безопасность и надежность функционирования РАО «ЕЭС России». Кроме того, существует несколько тысяч документов государственного уровня, включая ГОСТ и СНиП, относящихся к сфере технического регулирования в электроэнергетике. В связи с реформированием отрасли, образованием в перспективе многих независимых хозяйствующих субъектов и появлением ФЗ «О техническом регулировании» требуется большая работа по адаптации нормативно-технического обеспечения к новым условиям. Как видит ФСК ЕЭС построение такой работы, рассказывает Юрий Николаевич Кучеров.  

Федеральная сетевая компания
нормативно-техническое обеспечение должно стать основой надежной работы

  Юрий Кучеров, д.т.н., начальник Департамента научно-технической
политики и международного сотрудничества ОАО «ФСК ЕЭС», г. Москва.

Изменившаяся за последние годы структура управления электроэнергетической отраслью Российской Федерации ставит задачи технологического обеспечения работы рынка электрической энергии и мощности, а также реализации преимуществ работы энергосистем в составе энергообъединения. Для их решения требуется гармонизация нормативно-правовой базы электроэнергетики и создание механизмов совместной работы ее новых субъектов, что учитывается в действиях «Федеральной сетевой компании» (ФСК ЕЭС).

О СИСТЕМЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
С понятием нормативно-технического обеспечения связаны все аспекты деятельности ФСК ЕЭС, направленной на оперативное создание и организацию эффективного применения:

  • нормативной, технической и правовой документации в области проектирования, сооружения, эксплуатации и ремонта как электросетевых объектов в целом, так и отдельных видов электрооборудования, конструкций и сооружений, применяемых в единой национальной электрической сети (ЕНЭС);
  • системы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области разработки технических решений для новой техники, новых электросетевых технологий и совершенствования ремонтно-эксплуатационного обслуживания;
  • корпоративной системы аттестации образцов новой техники, технологий, материалов, конструкций и сооружений для применения на электросетевых объектах и аккредитации при ФСК ЕЭС предприятий-поставщиков;
  • системы опробования и отработки новых технических решений для прорывных технологий и опытных образцов новой техники через процедуру пилотных проектов;
  • системы широкого внедрения на электросетевых объектах ЕНЭС хорошо зарекомендовавших себя новых технологий и новой техники;
  • комплекса мероприятий, направленных на замену, продление срока службы, ремонт, модернизацию и предупреждение повреждений стареющего оборудования.

Такая система была выработана еще в прошлое время и в достаточно полном виде существовала в электроэнергетической отрасли России до настоящих дней. Однако новые формирующиеся экономические отношения требуют ее существенного обновления. И сейчас требуется адаптация этой системы к условиям реструктуризации РАО «ЕЭС России», учитывая пакет принятых новых законодательных актов, имеющих непосредственное отношение к отрасли.
Прежде всего это Федеральный закон РФ от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Федеральный закон РФ от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике». А всего в последние годы принято 16 законодательных актов, так или иначе затрагивающих деятельность электросетевых компаний.

О РАБОЧЕЙ ГРУППЕ
В процессе переработки нормативно-технической документации в соответствии с требованиями упомянутых законодательных актов необходимо сохранить преемственность нормативно-технического обеспечения, не допустить снижения уровня эксплуатации оборудования и надежности функционирования ЕНЭС и ЕЭС в целом.
Для этого в РАО «ЕЭС России» была в 2002 году создана совместная с Минэнерго рабочая группа по НТД, а в ее рамках – 7 секций по всем направлениям деятельности электроэнергетики, в том числе по эксплуатации электрических станций, электрических сетей, оперативно-технологическому управлению и связи, совершенствованию рынка электрической энергии, информационных технологий и другие. Задачами рабочей группы в части развития правового и нормативно-технического обеспечения являются:

  • приведение корпоративных документов в соответствие с федеральными законами;
  • организация работы по участию в подготовке и сопровождению федеральных законов и подзаконных актов;
  • гармонизация российских нормативов, регламентов и стандартов по электросетевой тематике с международными;
  • разработка новых и совершенствование действующих правовых и технологических документов;
  • создание и совершенствование нормативно-технического обеспечения для регламентирования совместной работы ЕЭС России с зарубежными энергосистемами.
На период до создания новой системы стандартов (до 2010 года) Приказом РАО «ЕЭС России» N 422 от 14.08.2003 утвержден Реестр действующих в электроэнергетике НТД. ФСК в свою очередь должна уделить первоочередное внимание НТД сетевой тематики, кроме этого – разработке корпоративного «стандарта проектирования» и допуска (аттестации) электрооборудования на свои объекты.
Для этой цели ОАО «ВНИИЭ» в 2003 году по поручению Департамента научно-технической политики и международного сотрудничества разработан проект Программы пересмотра и разработки нормативно-технической и регламентирующей документации на 2004-2006 годы для обеспечения функционирования ЕНЭС.
Программа включает 260 документов, в том числе:
  • технические регламенты;
  • национальные стандарты, включая группы по проектированию, оборудованию и эксплуатации;
  • стандарты предприятий – по проектированию, нормативам при строительстве, электрическим подстанциям и оборудованию, линиям электропередачи, релейной защите, автоматике и связи, ремонтам, охране труда;
  • стандарты регламентации параллельной работы и эксплуатации межгосударственных линий электропередачи.

Рис.1. Система НТД в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании»

О ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТАХ
В соответствии с требованиями закона «О техническом регулировании» предусмотрена трехуровневая система технического регулирования (рис. 1). Первый уровень – технические регламенты, принимаемые ратифицированным международным договором РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ – устанавливает обязательные для применения и исполнения требования. Второй уровень – национальные стандарты. И третий уровень – стандарты предприятий. Сейчас идет подготовка закона о саморегулируемых организациях (СРО), которым будут предоставлены широкие права для самостоятельного определения взавимоотношений между хозяйствующими субъектами.
Учитывая, что сейчас, в связи с выходом ФЗ «О техническом регулировании», большинство обязательных требований из существующих ГОСТов переходит в разряд рекомендательных, первейшее значение приобретает скорейшая разработка специализированных технических регламентов в совокупности с нормативными актами второго и третьего уровней и приданием им обязательного характера.
В соответствии с требованиями ФЗ «О техническом регулировании» необходима гармонизация национальных стандартов с международными. В настоящее время лишь небольшая часть НТД отвечает этим требованиям.
ФСК ЕЭС, в сотрудничестве с ВНИИЭ, ОРГРЭС, НИЦ ВВА и другими отраслевыми институтами, предложила разработать на первом этапе ряд технических регламентов:

  • «Об обеспечении надежного функционирования и развития электроэнергетических систем»;
  • «Высоковольтное оборудование»;
  • «Безопасность устройства электроустановок»;
  • «Безопасность при эксплуатации электроустановок»;
  • «Технологические правила оптового рынка электроэнергии» и др.
При этом важнейшее место занимает первый из упомянутых регламентов, так как он определяет сферу ответственности не только ФСК ЕЭС, но и СО ЦДУ ЕЭС и других субъектов рынка. Основным предметом регулирования должны быть:
  • специфицированные правила деятельности сетевых компаний и системного оператора по обеспечению надежного и безопасного функционирования ЕЭС;
  • минимальные требования и нормы надежности и безопасности с отсылкой к национальным стандартам;
  • порядок планирования развития;
  • порядок взаимодействия субъектов в части обеспечения надежности и безопасности электроснабжения;
  • права и порядок действий оперативного персонала (в т.ч. права диспетчерского персонала по управлению режимами энергосистем, права на воздействие на потребителей, правила оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению);
  • единые аттестационные требования к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность, связанную с оперативным управлением;
  • координация и управление надежностью и др.

О СТАНДАРТЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
В компании создается корпоративный «стандарт проектирования». В качестве первоочередных задач в этом направлении намечена разработка целого ряда документов и организационных действий для совершенствования проектной деятельности, включая:

  • Технические требования к системе автоматизации проектных работ.
  • Корпоративные рекомендации по современному уровню системных и схемных решений при развитии ЕНЭС.
  • Предложения по оценке технико-экономической эффективности от внедрения перспективных технических решений, новой техники и технологий в процессе проектирования и строительства электросетевых объектов ЕНЭС.
  • Нормы технологического проектирования линий и подстанций напряжением 35 кВ и выше.
  • Нормы проектирования стальных конструкций опор линий электропередачи (ВЛ) и открытых распределительных устройств (ОРУ) подстанций напряжением 35 кВ и выше.
  • Новая унификация конструкций фундаментов и опор с учетом требований ПУЭ седьмого издания.
  • Нормы технологического проектирования подстанций напряжением 35 кВ и выше, включая ПС, подлежащие техническому перево-оружению и реконструкции.
  • Типовые схемы электрических распределительных устройств 6 –750 кВ подстанций и указания по их применению.
В дополнение к этому ФСК ЕЭС развивает работу с проектными организациями для решения следующих задач:
  • Нормативно-методическое обеспечение процесса проектирования.
  • Аккредитация проектных организаций, выполняющих проектирование объектов ЕНЭС, удовлетворяющих требованиям ISO 9000.
  • Проведение конкурсов на проектирование электросетевых объектов ФСК ЕЭС.
  • Экспертиза, в т.ч. корпоративной проектной документации.
  • Ведение информационной базы архива проектно-сметной документации ФСК ЕЭС.
В целом для координации данной деятельности в ФСК ЕЭС планируется создать постоянно действующую комиссию по совершенствованию нормативно-технического обеспечения, которая должна проводить анализ действующих в электроэнергетике НТД, подготавливать предложения по их пересмотру, переутверждению, отмене устаревших, разработке новых с обеспечением преемственности основных положений действующих НТД.
Начаты работы по созданию отраслевых требований к электрооборудованию подстанций и линий электропередачи, обобщающих разрозненные требования к различным видам оборудования, содержащиеся в документах различного уровня (ГОСТах, ОСТах, ТУ, РЭ и т. д.). Данному документу со временем планируется придать статус отраслевого стандарта.
Также планируется создать методические указания по обследованию состояния линий электропередачи, электрооборудования подстанций и т.д. Часть этих работ базируется на конкретных предложениях предприятий ФСК ЕЭС – межрегиональных электрических сетей (МЭС). В дальнейшем будет развиваться практика опроса территориальных предприятий МЭС для формирования технической политики ФСК ЕЭС в области проектирования, сооружения, эксплуатации, ремонта электрооборудования, конструкций и сооружений подстанций и линий.

О ПЕРЕХОДНОМ ПЕРИОДЕ
Для создания комплекса НТД требуется решение организационных и финансовых вопросов. Основой оргструктуры создания НТД электросетевой тематики должен стать создаваемый научно-технический центр (НТЦ) ФСК, способный концентрировать интеллектуальный потенциал институтов и профессиональных организаций, вовлекая в работу и другие заинтересованные организации.
Если для новых НТД период перехода к началу их применения будет незначительным, то для корректируемых традиционных документов (правила устройства электроустановок, правила технической эксплуатации электрических станций и сетей), находящихся в основе таких технологических процессов, как проектирование строительных конструкций и оборудования, ведение строительно-монтажных работ, эксплуатационное обслуживание и т.п., где потребуется переоснастка производства и корректировка технологического цикла, этот период может составить несколько лет.
В переходный период станут применяться ныне действующие технические решения, скорректированные с учетом новых требований, определяющие уточненные зоны использования конкретного оборудования и конструкций. На этот период все документы, которые действуют в электроэнергетике, планируется принять как стандарты предприятий РАО «ЕЭС России» до введения в действие заменяющих документов. Таким образом обеспечивается легитимная целостность единой системы НТД.
Что касается национальных стандартов – ГОСТов, то Госстандартом России (или соответствующим агентством в новой структуре Правительства РФ) планируется разработать и утвердить Концепцию национальной политики в области стандартизации. Перечень стандартов, достаточных для обеспечения требований технических регламентов, будет публиковаться в официальном издании Правительства.
Существуют проблемы при подготовке к разработке стандартов. Например, как избежать дублирования. При гармонизации с международно признанными стандартами, прежде всего ИСО и МЭК, необходимо учитывать национальные интересы. Недостаточна осведомленность в области безопасности и защиты окружающей среды. Требуется интеграция НИОКР и стандартизации.
Существует и проблема финансирования разработки стандартов. Вероятно, основную долю средств может составлять прибыль от их продажи. При этом необходимо соблюдение авторских прав. К сожалению, методическая поддержка со стороны Госстандарта пока еще слаба.
Надо учесть, что подготовка стандартов – не разовая кампания. Должен быть разработан механизм адаптации стандартизации к требованиям рынка и социальной сферы. Для адекватного и эффективного соответствия постоянно изменяющейся ситуации на рынке требуется разработка стратегии стандартизации в электроэнергетике, установление приоритетов.

О СИСТЕМЕ АТТЕСТАЦИИ
В соответствии с Приказом N 102 от 26.05.2003, с 1 июня 2003 года в ФСК ЕЭС введена в действие корпоративная система аттестации электрооборудования, технологий и материалов для выполнения работ по техническому перевооружению и новому строительству электросетевых объектов ЕНЭС и утвержден «Корпоративный регламент по аттестации электрооборудования, технологий и материалов в ОАО «ФСК ЕЭС». Появление такого регламента позволяет осуществлять более качественно приемку оборудования у российских производителей и экспертизу импортного, предлагаемого для применения на объектах ЕНЭС, а также отслеживать качество электрооборудования, серийно поставляемого на наши объекты.
Регламентом также предусматривается ежегодное информирование электросетевых предприятий о проблемном электрооборудовании, выявленном в процессе эксплуатации, и предложениях по дополнительным испытаниям и уточнению технических требований.
Руководством компании поставлена задача создать собственную систему аккредитации предприятий-поставщиков электросетевого оборудования.

ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ
По мере создания новых сетевых компаний необходимо систематически осуществлять корректировку действий и разрабатывать предложения и меры по надлежащему функционированию системы нормативно-технического обеспечения.
Для этого в ФСК ЕЭС планируется создать корпоративную электронную библиотеку НТД, необходимых для проектирования, сооружения, эксплуатации, ремонта, реконструкции и модернизации электросетевых объектов. К библиотеке получат соответствующий доступ все структурные подразделения компании.
Электронная база данных по НТД электротехнической тематики, в создании которой примут участие отраслевые институты, станет составной частью информационной системы ФСК, которая в свою очередь свяжется с сетью информационных центров – узлов обработки информации – на базе общероссийской межведомственной информационной сети.
На отраслевом уровне необходимо провести инвентаризацию НТД, используя современные информационные технологии; организовать доступ к информационным ресурсам; на основе взаимодействия с государственными и другими заинтересованными организациями обеспечить единство методологии структуризации информационных ресурсов с учетом специфики отраслевых задач; на основе анализа структуры и содержания НТД проводить их планомерное совершенствование.

Редакция попросила Юрия Николаевича подробнее остановиться на некоторых пунктах изложенной программы.

– Юрий Николаевич, в своем материале вы упомянули систему аттестации оборудования в ФСК ЕЭС. Отличается ли она от той, что существует в РАО «ЕЭС России»?
– С ноября прошлого года в РАО «ЕЭС России» отменена система аттестации оборудования. Поэтому корпоративный допуск оборудования на наши объекты осуществляется в соответствии с регламентом ФСК ЕЭС. Мы проверяем по протоколам заводских испытаний соответствие технических параметров предлагаемого для применения оборудования требованиям существующих ГОСТов и отраслевых технических требований и условий. Это происходит в рамках работы межведомственных и экспертных комиссий. И если есть какие-то отклонения, то требуем от предприятий-производителей проведения дополнительных испытаний или доработки оборудования.
Мы считаем, что, так как нам необходим огромный объем оборудования для замены устаревшего и строительства новых объектов, нужно очень внимательно относиться ко всем поставкам и минимизировать возможные риски. В решении этой проблеме нам помогают Закон РФ «О защите прав потребителей» и Гражданский кодекс. А риски возможны даже при использовании оборудования от ведущих мировых производителей электрооборудования. Мы два года назад для Итатской подстанции в Сибири закупили 60 измерительных трансформаторов тока на напряжение 500 кВ, и почти половина из них «вылетела» из эксплуатации в течение первого года службы. Пришлось их снять и отправить назад на зарубежный завод на доиспытания, в течение которых подтвердилась необходимость их серьезной адаптации к нашим условиям.
Следует модернизировать и наши корпоративные технические требования в части работы измерительных трансформаторов в переходных режимах и несимметричных процессах, поскольку требования российских и международных нормативных документов (ГОСТ, МЭК, СИГРЭ и др.) не всегда отражают специфику работы оборудования и зачастую являются устаревшими и неполными.

– Не собирается ли ФСК ЕЭС останавливаться на применении конкретного оборудования конкретного производителя? Какие принципы выбора предполагаются в работе?
– Абсолютное большинство закупок оборудования для применения на объектах ФСК ЕЭС осуществляются на конкурсной основе. Через тендерные комиссии готовятся условия конкурса, принимаются и затем рассматриваются заявки. Учитываются различные условия – технические параметры, условия производства и поставки, гарантийные обязательства и др. Последние несколько лет без проведения тендера на поставку оборудования для РАО «ЕЭС России», а теперь и ФСК ЕЭС, не проходит ни одна реконструкция или строительство нового объекта.
Есть один специфический аспект, когда реализуется уникальная разработка, аналогов которой в России или в мире нет. В этом случае мы совместно с разработчиком готовим пилотный проект, вкладываем деньги в НИОКР (если требуется), доводим дело до производства опытного образца, ставим его на одном из наших объектов, проводим системные испытания, корректируем, если нужно, технические условия, разделяем интеллектуальную собственность. На такие разработки конкурсы проводить очень непросто, хотя и есть возможность применить конкурсные процедуры к проектированию и инжинирингу.

– Вы упоминали о том, что разработка нормативно-технической документации требует определенного финансирования. Кто будет финансировать и какие суммы планируется затратить на НТД?
– ФСК ЕЭС является регулируемой компанией, и мы имеем взаимопонимание с Регулятором о необходимости учета затрат на НТД в сетевом тарифе. По нашим планам, в течение ближайших трех лет требуется разработка более 200 нормативных документов, которые так или иначе затрагивают сферу деятельности ФСК ЕЭС, с объемом финансирования более 300 миллионов рублей.





Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга
Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки
Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта




Rambler's Top100 Rambler's Top100

© ЗАО "Новости Электротехники"
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Segmenta Media создание и поддержка сайта 2001-2024