Новости Электротехники 2(116) 2019





<  Предыдущая  ]  [  Следующая  >

УЧЕТ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ
Следует ли «подправлять» показания счетчиков?

С развитием рыночных отношений в России непрерывно повышается точность и надежность отечественных приборов учета всех видов энергоресурсов: счетчиков электрической энергии, тепла, газа, холодной и горячей воды, внедряются различные автоматизированные системы учета не только на промышленных предприятиях, но и в сфере коммунально-бытового хозяйства. В массовом порядке различные типы электросчетчиков, счетчики воды и газа внедряются у бытовых потребителей, которые платят за потребленные энергоресурсы по их показаниям, а не по усредненным нормам, как было совсем недавно.
Но не всё так гладко. Валентин Владимирович Тубинис анализирует ситуацию с «подправкой» показаний счетчиков, которая со временем может перерасти в серьезную проблему.

Валентин Тубинис, председатель технического совета ПТ «Группа компаний Российские системы», г. Москва

Уходят в прошлое времена, когда энергоресурсы учитывались без приборов – на глазок. С появлением приборного учета энергоресурсов открываются широкие возможности для их более рационального использования и проведения эффективного энергосбережения. Однако наряду с этими положительными моментами в развитии приборного учета энергоресурсов, в значительной части являющимися следствием развития рыночных отношений в России, в последние годы появилась опасная тенденция внесения различных исправлений и изменений в показания коммерческих счетчиков при расчетах за использованные энергоресурсы.
По мнению многих российских специалистов, работающих в области совершенствования приборного учета, это также является следствием развития рыночных отношений, только негативным! Какими бы благими намерениями оно ни прикрывалось, четко просматривается желание продавцов энергоресурсов любыми средствами увеличить свои и без того не самые маленькие в нашей стране доходы, в том числе и за счет населения, четверть которого, по опубликованным официально данным, живет за чертой бедности.
При этом наша страна обладает одними из самых больших в мире запасами энергоресурсов и претендует на то, что проводимая ею политика является социальной и направлена на повышение благосостояния граждан! Тем более удивительно, что основные естественные монополии в области добычи, распределения и реализации энергоресурсов, такие, как «РАО ЕЭС России», «Газпром» и другие, являются по сути государственными, так как 51% их акций принадлежит государству. Учитывая эти обстоятельства, государство реально может не допустить злоупотреблений при продаже энергоресурсов на внутренних рынках своим гражданам, однако этого не происходит.
Рассмотрим несколько конкретных примеров из различных областей, чтобы не быть голословными.

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ

По заказу некоммерческого партнерства «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы» (далее – НП «АТС»), ответственного за организацию учета электроэнергии на оптовом рынке электроэнергии (далее – ОРЭ), институт ВНИИМС (системы бывшего Госстандарта РФ, а ныне Ростехрегулирования РФ) разработал специальную Рекомендацию МИ 2807–2003 «Методика распределения небалансов с использованием неопределенности измерений при взаимных расчетах на оптовом рынке электроэнергии».

Данная рекомендация устанавливает методику распределения значения разности между измеренным количеством электрической энергии, отпущенной поставщиками, и измеренным количеством электрической энергии, принятой потребителями (небаланса, возникающего при взаимных расчетах между потребителями и поставщиками на ОРЭ, основанного на свойстве любого результата измерений содержать в себе некоторую величину неопределенности (погрешности) измерений). Алгоритмы, изложенные в этом многостраничном наукообразном документе с большим количеством формул, НП «АТС» должно было использовать при распределении небаланса между потребителями и поставщиками с обязательной ссылкой на погрешность измерений в договоре. Этого ни в СССР, ни в России никогда не делалось. Неизвестно о такой практике и за рубежом России.
Естественный небаланс, обусловленный нормируемой государством погрешностью приборов учета, всегда являлся составляющей коммерческих потерь электроэнергии, и никому даже в голову не приходило разделить его между потребителями и брать с них за это еще дополнительную плату, прибавляя часть этого небаланса к показаниям счетчиков.
Правда, справедливости ради следует сказать, что НП «АТС» до сих пор не реализовало на практике эту идею извлечения дополнительных прибылей от торговли небалансом, но и де-юре от своих намерений в этой области не отказалось, так как внутренние документы организации, содержащие упомянутые требования, не отменены.
Все потребители на ОРЭ продолжают кропотливо рассчитывать искусственно установленные НП «АТС» классы качества своих систем учета, так как с учетом этого должен распределяться небаланс. Изводится масса бумаги и расходуется много сил на производство всех этих расчетов, с тем чтобы избавиться от опасности получить в будущем слишком большую часть небаланса!
23 мая 2006 года Правительство РФ приняло Постановление № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», в котором «в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг» утвердило «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам».
В пункте 7 вышеупомянутых Правил, в частности, говорится:
«Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета – пропорционально их показаниям.»
При этом владельцем общедомовых счетчиков становятся Товарищества собственников жилья (далее – ТСЖ).
Из законов физики ясно, что показания общедомового счетчика в многоквартирном доме будут больше суммы показаний квартирных счетчиков на величину потерь во внутридомовой сети. Ранее эти потери учитывались в тарифах и относились на затраты энергоснабжающей организации, а потребитель многоквартирного дома платил по показаниям своего индивидуального счетчика. Теперь же он будет платить еще и за потери во внутридомовой сети пропорционально показаниям своего индивидуального счетчика, а значит, больше, чем ранее!
Но ведь тарифы для ТСЖ при этом на величину потерь во внутридомовой проводке не уменьшены и оно будет покупать электроэнергию у энергоснабжающей организации и продавать ее своим жителям по одним и тем же тарифам!
Юридически всё оформлено достаточно четко:

  • в связи с изменением формы собственности, владелец квартиры заключает договор об энергоснабжении уже с ТСЖ, а не с энергосбытовой организацией;
  • ТСЖ становится для него энергоснабжающей организацией, так как заключает договора на поставку энергоресурсов в дом по общедомовым счетчикам с энергосбытовыми организациями.
От всей этой операции выигрывают только энергосбытовые и сетевые компании, которые заставляют платить за внутридомовые потери ТСЖ, а те в свою очередь – граждан. Резко сокращаются расходы на сбор показаний счетчиков и выписку счетов по данным показаниям, так как количество общедомовых счетчиков в сотни раз меньше количества индивидуальных счетчиков.
При этом формально выполняется требование статьи 543 (пункт 2) Гражданского кодекса РФ, который защищал интересы граждан, так как там сказано, что:

«В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами».

Вот так оригинально в своем постановлении № 307 Правительство «защитило» наши права в качестве потребителей коммунальных услуг, заставив платить за энергоресурсы больше и увеличив при этом доходы энергосбытовых организаций.
Аналогичное положение и с коммерческим учетом по другим видам энергоресурсов (горячей и холодной воды, тепла и др.), когда даже при наличии в ваших квартирах индивидуальных приборов учета с Вас будут брать не по их показаниям, а на 5–10% больше, так как ТСЖ будет рассчитываться с энергосбытовыми организациями по общедомовым счетчикам электроэнергии, учитывающим естественные и неизбежные потери энергоресурсов во внутридомовых сетях!
Всё это будет приводить к бесконечным злоупотреблениям со стороны ТСЖ, заинтересованных в том, чтобы списать на неизбежные потери и собственную плохую работу по обеспечению нормальной эксплуатации энергопотребляющего оборудования, и прямое воровство энергоресурсов несознательными гражданами, количество которых на фоне возрастающих тарифов будет только возрастать. Не надо быть большим провидцем, чтобы предсказать резкое увеличение судебных разбирательств в этой сфере.

ГАЗОСНАБЖЕНИЕ

Пункт 94 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», прилагаемых к Постановлению № 307, гласит: «В случае использования потребителем приборов учета газа без температурной компенсации, показания этих приборов учета используются в расчетах за газ с использованием температурных коэффициентов, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере технического регулирования и метрологии».
После выхода данного постановления по приказу Ростехрегулирования ФГУП «ВНИИМС» была разработана и согласована с ООО «Межрегионгаз» Инструкция по разработке и утверждению температурных коэффициентов для счетчиков газа без корректоров, установленных на улице. В соответствии с ней были утверждены температурные коэффициенты для 14 регионов России на 3-й и 4-й кварталы 2006 года и первую половину 2007 года. Максимальные поправочные коэффициенты, рассчитанные по данной Инструкции согласно официальной температурной сводке Росгидромета, достигали в отдельных случаях 15%!
Теперь «Межрегионгаз» добивается разработки и утверждения аналогичной Инструкции для счетчиков, установленных внутри помещений. Однако внутри помещений никто не сможет дать объективной температурной сводки, так как из-за множества различных причин (конструкции помещений, удаленности счетчиков от наружной стены и т.д. и т.п.) температура может изменяться в широчайшем диапазоне и сохранить при этом даже иллюзорную объективность устанавливаемых поправочных коэффициентов просто невозможно.
Для потребителя газа складывается достаточно безрадостная картина. Судите сами:

  • сначала он за свои деньги покупает и устанавливает счетчик;
  • потом периодически вынужден тратить деньги на его поверку и ремонт, чтобы обеспечить его работу с требуемой точностью (2–3%);
  • затем чиновники «Межрегионгаза» могут увеличить показания его счетчика на 10–15%, а то и более!
При этом теряется смысл всех предыдущих затрат на наведения порядка в приборном учете газа.
Самое удивительное, что всё это делается в период резкого планомерного повышения цен на газ, по сравнению с которым увеличение доходов Межрегионгаза от введения температурных коэффициентов выглядит копеечным. Но отдельные потребители начинают судиться с газовиками, оспаривая справедливость устанавливаемых коэффициентов. Не проще ли было бы учесть всё это в тарифах на газ?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Неужели и в других рыночных странах гражданин – потребитель энергоресурсов так беззащитен перед национальными, а тем более интернациональными энергоснабжающими компаниями? Можно увидеть, что, к примеру, в странах объединенной Европы (ЕС) потребителя стараются защитить от аналогичных рыночных перекосов.
30 апреля 2004 года после опубликования в официальном бюллетене ЕС (№ L 135) вступила в силу Директива по измерительным приборам 2004/22/EC Европарламента и Совета от 31 марта 2004 года (далее – Директива ЕС) [1]. В течение двух лет ее положения введены странами-членами ЕС в свои национальные законодательства.
Директива ЕС распространяется только на 10 видов измерительных приборов в Европе, а именно:
MI–001 Счетчик воды;
MI–002 Счетчик газа и расходомер;
MI–003 Электрический счетчик активной энергии;
MI–004 Счетчик тепла;
MI–005 Измерительные приборы для жидкостей, кроме воды;
MI–006 Автоматические весы;
MI–007 Таксометры;
MI–008 Меры;
MI–009 Приборы для измерения длин и их комбинаций;
MI–010 Анализаторы выхлопных газов.

Как видно из приведенного перечня, Директива охватывает самую многочисленную категорию коммунально-бытовых измерительных приборов, используемых в домашнем хозяйстве, мелком бизнесе и легкой промышленности.
Директива устанавливает некоторые общие требования к этим приборам. В одном из них написано:
«Будет или нет измерительный прибор, предназначенный для измерения в энергоснабжающей компании, обеспечивать дистанционное считывание, он в любом случае должен быть оснащен метрологически подкрепленной системой отображения, доступной потребителю без специальных приборов. Отображение на дисплее есть результат измерения, который служит основой для расчета величины оплаты».
Как видно, ЕС предпочитает взимать с потребителей плату только на основании показаний приборов, т.е. счетчиков, а все проблемы, которые мы напрямую взваливаем на гражданина как конечного потребителя энергоресурсов, там частично решаются самими энергокомпаниями в качестве своеобразной платы за допуск на рынки энергоресурсов, а частично – через более гибкую тарифную политику. И заставляет их делать это соответствующее национальное законодательство.
В европейских странах интересы конечного потребителя в правительстве и законодательных органах отстаивают многочисленные общества защиты прав потребителей и развитое антимонопольное законодательство, а в России эти институты только создаются. Разумеется, в такой ситуации лобби энергокомпаний легко пробивает выгодные для себя решения.
Конечно, при капиталистическом способе производства американский лозунг «Что хорошо для Форда – хорошо для Америки!» имеет место быть и, как мы зачастую наблюдаем, отлично работает при защите интересов американского капитала со стороны Правительства США на международной арене. Однако по отношению к гражданам Америки такой лозунг не применяется, а если и применяется, то в сопровождении целого ряда условий и ограничений.
В России, по моему мнению, сейчас пытаются как на внешнем, так и на внутреннем рынках энергоресурсов беззастенчиво осуществлять лозунг другого типа, а именно: «Что хорошо для Чубайса, Миллера и др. – хорошо для России!» Представляется, однако, что и для внутреннего рынка нашей страны это не всегда хорошо, а уж для ее небогатых граждан совсем плохо.
До того времени, когда в России вызреет настоящее гражданское общество и научится защищать интересы своих граждан, защитить их может только само государство, называющее себя в действующей Конституции социальным, через осуществление социально ориентированной тарифной политики и целенаправленной социальной работы своих государственных структур и своих представителей в советах директоров энергетических, газовых и нефтяных компаний.
Ведь, наверное, именно для этого государство направляет своих представителей в Советы директоров РАО «ЕЭС России», «Газпрома» и др., регулирует тарифы на энергоносители для своих граждан через многочисленные региональные энергетические комиссии.
По моему глубокому убеждению, подправлять показания коммерческих счетчиков при расчетах с гражданами за потребленные ими для бытовых нужд энергоресурсы не следует, так как в большинстве стран подобного не допускают, а в России такой подход вызывает справедливое недовольство населения.
Граждане нашей страны всё больше начинают понимать, что, какими бы благовидными целями различные энергосбытовые компании ни обосновывали подобные решения, ничего, кроме прямой материальной заинтересованности самих компаний, за этим не стоит.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тубинис В.В., Балашов О.В. Европа принимает общие технические требования к приборам учета топливных энергетических ресурсов (Заметки участников международной конференции «METERING EUROPE 2004») // Энергонадзор и энергоэффективность. – 2004. – № 4.





Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга
Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки
Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта




Rambler's Top100 Rambler's Top100

© ЗАО "Новости Электротехники"
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Segmenta Media создание и поддержка сайта 2001-2019