ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ПОРОГЕ ПЕРЕМЕН
Всероссийское совещание регулирующих органов
Подготовил Валерий Журавлев, «Новости ЭлектроТехники»
Фото предоставлено ФСТ России
В 2011 году заканчивается переходный период реформирования электроэнергетики, в течение которого произошел ряд существенных изменений, в том числе и разделение энергоснабжающих организаций по видам деятельности: производство, передача и сбыт.
26 июля 2010 года был принят Федеральный закон № 187-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и Федеральный закон «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике». Внесение изменений было вызвано, в частности, тем, что с 1 января 2011 года прекращает свое действие Федеральный закон № 41-ФЗ от 14.04.1995 «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».
11–12 октября 2010 года в г. Сочи состоялся Всероссийский семинар-совещание «Предварительные итоги тарифного регулирования в 2010 году и задачи органов государственного регулирования на 2011–2012 годы».
В работе семинара-совещания приняли участие представители Федеральной службы по тарифам, Комитета по энергетике Госдумы РФ, Департамента развития электроэнергетики Минэнерго, ФГУ «Российское энергетическое агентство», ОАО «Холдинг МРСК», Департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД», Департамента жилищно-коммунального хозяйства Минрегионразвития, а также руководители органов власти субъектов РФ, осуществляющих государственное регулирование цен (тарифов).
На совещании были рассмотрены актуальные вопросы ценообразования на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), вопросы тарифообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, названы основные задачи в области энергосбережения.
Тарифы и изменения
Открывая семинар-совещание, Елена Помчалова, заместитель руководителя ФСТ России, отметила, что 23 сентября на заседании правительства РФ был принят прогноз социально-экономического развития страны на 2011–2013 годы. 7 октября на основании этого прогноза на заседании правления ФСТ России были утверждены предельные уровни тарифов на электрическую энергию.
В результате тарифы для населения на 2011 год вырастут в пределах от 9,2 до 10,2%. Однако, если обратиться к нынешнему, 2010 году, цены на электроэнергию для населения должны были подняться на 10%, но фактический индекс составил около 13%. По мнению Елены Помчаловой, это говорит о том, что региональные власти воспользовались своим правом и превысили предельный уровень роста тарифов, установленный федеральным органом. Такое право регионы имеют, если решение о превышении предельных тарифов обусловлено инвестиционными программами. Поэтому и на 2011 год возможный рост тарифов также может отличаться от озвученных предельных уровней.
По прогнозу ФСТ России, средний тариф на электроэнергию для населения в России составит 276 коп./кВт·ч (в 2009 году– 221 коп./кВт·ч, в 2010 – 251 коп./кВт·ч). Максимальный уровень тарифа (в децентрализованной зоне Дальнего Востока) составит 494 копейки, минимальный (в Сибирском федеральном округе) – 187 копеек.
Рост предельного уровня тарифов для покупателей на розничных рынках электроэнергии (мощности) по отношению к 2010 году составит 20%.
– Летом, когда Госдума приняла поправки в закон «Об электроэнергетике», было подтверждено, что рынок электроэнергии у нас есть и будет. Этот путь уже необратим. И с 2011 года наступит полная либерализация рынка электроэнергии и мощности, – отметила Елена Помчалова. – С 1 января 2011 года прямое ценовое регулирование будет заменено регулированием путем установления правил и методологий.
Таким образом, в 2011–2015 годах цены на покупку энергии с оптового рынка электроэнергии и мощности будут регулироваться только на особых территориях, в неценовых зонах и территориально изолированных системах (Республика Коми, Архангельская и Калининградская области, территории Дальнего Востока и Северного Кавказа). Подлежат регулированию инфраструктурные платежи, тарифы на услуги по передаче энергии. Сбытовая надбавка будет регулироваться только для гарантирующих поставщиков, но не для независимых сбытовых компаний.
Выступающая напомнила, что в действующей до принятия новых поправок редакции федерального закона № 36-ФЗ было записано, что начиная с 2011 года население должно было бы получать электроэнергию в том числе и по свободным ценам. А окончательно регулирование тарифов для населения должно было завершиться в конце 2014 года. Однако с учетом сложившейся в последние годы ситуации в экономике страны было принято решение, что такой шаг является преждевременным. И согласно новым изменениям в законе «Об электроэнергетике» регулирование тарифов для населения теперь не ограничено сроками. Только по мере готовности будет осуществляться переход к выстраиванию рыночных отношений в части поставок электроэнергии для населения.
Елена Помчалова также обратила внимание присутствующих на то, что в этом году Минэнерго выпустило все необходимые приказы и методические указания, касающиеся качества и надежности электроснабжения потребителей (посмотреть их можно на сайтах Минэнерго http://minenergo.gov.ru/documents и ФСТ России
http://www.fstrf.ru/docs). Начиная с 2011 года регуляторы будут применять штрафные коэффициенты к тарифам на услуги по передаче для тех сетевых компаний, электроэнергия которых не будет соответствовать необходимым параметрам.
В докладе был затронут и такой животрепещущий для потребителей вопрос, как плата за технологическое присоединение. Новая норма прописана в законе № 187-ФЗ. Из платы за техприсоединение уходит инвестиционная составляющая. Остается только понятие «последней мили», то есть присоединение до существующей сети. Отныне потенциальный потребитель не должен оплачивать развитие электрических сетей сетевых организаций как на присоединяемом, так и на более высоком напряжении. Одной из задач, стоящих перед Федеральной службой по тарифам в следующем году, станет внесение изменений в Приказ № 201-э/1 «Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям».
Социальная норма потребления
На социальной норме потребления электроэнергии для населения и приравненных к нему потребителей остановилась в своем докладе Светлана Гудкова, заместитель начальника Управления регулирования и контроля за ценообразованием в электроэнергетической отрасли ФСТ России.
Сейчас в правительстве готовится постановление о введении социальной нормы потребления электроэнергии. Если оно будет принято, то население страны будет платить за электроэнергию по двум ставкам. В объеме установленной нормы – по специальным тарифам, устанавливаемым регулирующими органами, а сверх этой нормы – по экономически обоснованным тарифам, т.е. по рыночным ценам.
Светлана Гудкова отметила, что попытки ввести такую норму в России предпринимались неоднократно еще во времена РАО «ЕЭС России». Социальная норма потребления электро-энергии сегодня действует в ряде регионов РФ. В зависимости от бюджетных возможностей регионов и проводимой социальной политики норма рассчитывается везде по-разному – на человека, семью, в зависимости от размера квартиры или дома, наличия электрической плиты и так далее. Именно поэтому объем социальной нормы в регионах колеблется, а единые и четкие правила пока не сложились.
Предлагается тарифы рассчитывать следующим образом. Социальная норма: тариф, утвержденный на прошлый период, умноженный на индекс роста согласно прогнозу Минэкономразвития. Тарифная ставка сверх социальной нормы: цена покупки электроэнергии плюс стоимость услуг по передаче на соответствующей территории плюс стоимость инфраструктурных услуг плюс средняя ставка сбытовой надбавки гарантирующего поставщика.
Сейчас Миэкономразвития и ФСТ России определяют пилотные регионы, в которых будет вводиться социальная норма, действующая в рамках, которые определит будущее постановление правительства.
Уточнила Светлана Гудкова и состав группы «приравненных к населению» потребителей. К данной группе предполагается отнести следующие категории потребителей:
- исполнители коммунальных услуг, наймодатели в жилых помещениях общежитий, маневренного фонда, домах систем социального обслуживания, временного поселения;
- объединения садоводов, огородников и дачников;
- жилые зоны воинских частей и содержания осужденных;
- религиозные организации некоммерческого характера;
- ГП, ЭСО, ЭСК для населения и приравненных к нему групп, мест общего пользования;
- объединенные хозяйственные постройки физических лиц (сараи, погреба, иные сооружения аналогичного назначения).
Работа Минэнерго
О деятельности Минэнерго в сфере электроэнергетики рассказал Василий Никонов, директор департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики РФ.
– Министерство энергетики составило свой прогноз динамики электропотребления до 2015 года, основанный на Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики. Среднегодовой рост ожидается от 0,9 до 2,9% по умеренному варианту развития событий и от 2,2 до 3,4% по максимальному варианту.
Существенные изменения системы ценообразования, которые ждут нашу страну, должны в том числе стимулировать привлечение инвестиций на строительство новых мощностей и разработку современных технологий. Нынешнее состояние оборудования генерирующих компаний ужасающее. Более 50% турбинного оборудования отработало от 30 до 50 лет, порядка 9% – более 50 лет. Около 30% котельного оборудования находится в эксплуатации более 50 лет. Износ в электрических сетях также высокий. Более половины оборудования Холдинга МРСК отработало нормативный срок. Такое состояние определяет высокий процент потерь в электрических сетях ФСК и Холдинга МРСК – 12,5%.
– Первоначальный рост инвестиций в генерирующие компании был связан с реформированием отрасли и продажей генерирующих компаний, – отметил докладчик. – Инвестиции за счет продажи активов генерирующих компаний фактически уже состоялись. Теперь необходимо создать механизм, обеспечивающий их окупаемость и целевое использование, чтобы процесс обновления мощностей и технологий был интересен самим инвесторам и приемлем для потребителей.
Существенным фактом для этого является введение с 1 января 2011 года механизма свободного ценообразования для всех групп потребителей, кроме населения, приравненных к нему потребителей, а также кроме потребителей, находящихся на территории Северного Кавказа.
В развитие этого предусматривается введение долгосрочного рынка мощности с 1 января 2011 года, проведение конкурентного отбора мощности (КОМ), изменение правил оптового рынка, введение целевых правил оптового рынка электроэнергии (Минэнерго России уже подготовлен проект правил оптового рынка, который сейчас находится на согласовании в федеральных органах исполнительной власти).
Что уже сделано:
- утвержден перечень генерирующих объектов (139 объектов, суммарная установленная мощность – 30,5 ГВт, а прирост установленной мощности в результате ввода новых мощностей – 25,7 ГВт), в отношении которых могут быть заключены договоры о предоставлении мощности (ДПМ);
- определены ценовые параметры и порядок определения цен на мощность в ДПМ, а также особенности определения цены мощности модернизированных объектов;
- зафиксированы технические параметры генерирующих объектов, устанавливающие пороговые значения технических параметров генерации для допуска к участию в КОМ;
- утверждены стандартные формы агентских договоров и ДПМ (приложения к договору о присоединении к торговой системе оптового рынка);
- определены сроки и порядок проведения договорной кампании.
Возвращаясь к началу своего выступления, Василий Никонов заметил, что с 2012 года к участию в КОМ не будет допускаться генерирующее оборудование выпуска ранее 1962 года.
Уроки энергоаварий
Сергей Белобородов, председатель Наблюдательного совета НП «Совет рынка», остановился в своем выступлении на уроках аварий на энергообъектах крупных российских городов.
– Почему наши электростанции и подстанции теряют электроснабжение собственных нужд, как это произошло недавно в Петербурге? Почему из-за потери одной подстанции мы не можем обеспечить энергоснабжение потребителей? – такими вопросами задавался докладчик. – Ответ, по моему мнению, лежит на поверхности. Вопросам системной надежности просто не уделяется должного внимания. Сейчас ответственность за разработку схем энергоснабжения лежит на муниципалитетах, на региональных властях. И около половины российских регионов такие схемы разработали. Но есть ли в этих схемах хоть что-нибудь по защите собственных нужд электростанций и котельных? Упоминается ли в них поставка резервного топлива? Есть ли расчеты и методы быстрейшего восстановления энергоснабжения? В большинстве случаев этого нет.
Именно поэтому «Совет рынка» вплотную занялся разработкой рекомендаций к техническому заданию по разработке схем энергоснабжения городов, которые в ближайшее время будут представлены в Минэнерго.
Розничные рынки
Председатель правления Некоммерческого партнерства гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Юрий Желябовский обозначил ожидания общества от реформирования розничных рынков, а также ряд существующих ключевых проблем. Главными вопросами, стоящими перед розничными рынками и требующими особого внимания, он назвал надежное и бесперебойное энергоснабжение; обеспечение денежного потока генерации и сетям; необходимые и достаточные цены на электрическую энергию; решение проблемы перекрестного субсидирования; социальную защищенность отдельных категорий потребителей; качественное обслуживание; контроль и наблюдаемость за работой рынка.
Одной из основных проблем в работе розничных рынков Юрий Желябовский назвал вопрос неплатежей. По его словам, в первом квартале 2010 года объем неплатежей на розничных рынках составил 150 млрд руб. С 1 января 2011 года их рост может продолжиться в связи с ростом цен на электрическую энергию. По мнению докладчика, инструментами борьбы с неплатежами могло бы стать повсеместное внедрение «умных» счетчиков (smart-metering), предоплата за поставляемую электроэнергию, а также введение бюджетных гарантий.
– В условиях перехода к целевой модели розничного рынка (к конкурентным отношениям) необходимы гарантии качества предоставления сбытовых услуг потребителям, а также механизмы гарантии выполнения обязательств сбытовыми компаниями перед оптовым рынком и сетевыми организациями, – сказал Юрий Желябовский. – Существующие требования к участникам рынка не всегда заставляют сбытовые компании следовать данным принципам. Однако в условиях борьбы компаний за потребителя эти принципы станут жизненно важными.
В этой связи, по мнению докладчика, необходим институт саморегулируемых организаций, которые позволят более эффективно использовать механизмы предоставления финансовых гарантий сбытовым компаниям, а также жестко контролировать лицензирование этих компаний.
Кроме того, выступающий указал на отсутствие процедуры смены ГП, отметив необходимость отмены очередных конкурсов на статус ГП, поскольку в условиях конкурентного рынка бороться нужно за потребителя, а не за статус.
Энергоэффективность
Одним из ключевых вопросов в числе обсуждаемых на семинаре стала проблема энергоэффективности. По словам заместителя генерального директора Российского энергетического агентства Алексея Полещука, «энергоемкость экономики России намного выше, чем в развитых странах мира: в четыре раза выше, чем в Италии и Великобритании, в три раза выше чем в Японии, Франции, Германии и т.д.».
При этом потенциал нашей страны достаточно высок – только в электроэнергетике энергоэффективность, по подсчетам Российского энергетического агентства, можно повысить на 62,3%.
– Инструментами повышения энергоэффективности могут выступать: включение в тарифы на электроэнергию мероприятий по повышению энергоэффективности, работа с программами повышения энергоэффективности регулируемых организаций, контроль отсутствия дублирования и корректного разделения эффекта мероприятий в программах регулируемых организаций и формирование энергетических балансов с учетом снижения энергопотребления, – отметил Алексей Полещук.
Порядок установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, отражен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 № 340, сказал начальник отдела проектных разработок и развития Управления планирования и экономического анализа ФСТ России Игорь Башак.
На данный момент требования к программам в области энергосбережения установлены для 17 024 регулируемых организаций. Не установлены по различным причинам для 1 155 организаций.
В каждой программе регулируемой организации должны быть указаны: целевые показатели энергосбережения, устанавливаемые по видам деятельности в виде показателей с отражением расхода энергетических ресурсов, в т.ч. потерь; перечень обязательных мероприятий с ожидаемым экономическим и технологическим эффектом и сроками окупаемости; показатели энергетической эффективности объектов и т.д.
После рассмотрения представленных программ регулирующий орган определит необходимый уровень тарифов, включающий в том числе инвестиции для реализации мероприятий по энергосбережению.
Выступавший также отметил, что несоблюдение требований о принятии программ в области энергосбережения влечет, согласно статье 37 закона № 261-ФЗ, наложение административного штрафа. Его размер составляет для должностных лиц 30–50 тыс. руб., для юридических лиц – 50–100 тыс. руб.
Сетевые организации
Первый заместитель руководителя службы по тарифам Астраханской области Светлана Зайкова предложила в целях совершенствования тарифной политики в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии внести изменения в «Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг», уточнив понятие «сетевая организация» и исключив из котлового тарифа расходы сетевых организаций, в составе конечных потребителей которых нет населения и потребителей, приравненных к категории «население».
По мнению Светланы Зайковой, сетевой организацией должна являться компания, владеющая на правах собственности (на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления) объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Такая трактовка понятия позволит прекратить многократную передачу в аренду и субаренду указанных объектов, что происходит в настоящее время, избежать излишней нагрузки единых котловых тарифов расходами по арендной плате, сократить рост численности сетевых организаций.
Начало 2011 года, судя по всему, поставит перед регулирующими органами немало вопросов. Осталось слишком много нерешенных проблем. Более того, любое начинание, будь то рынок мощности, исключение из платы за техприсоединение инвестсоставляющей, введение социальной нормы потребления, переход на RAB, вызывает обычно новые сложности, решение которых займет немало времени. |