Новости Электротехники 2(128)-3(129) 2021





<  Предыдущая  ]  [  Следующая  >
Журнал 5(95) 2015 год

Практика импортозамещения

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ. ОТКРЫТАЯ ПЛОЩАДКА

Подготовил Валерий Туруя,
«Новости ЭлектроТехники»

Импортозамещение сегодня расценивается как одна из основных точек развития российского промышленного потенциала, как определенное окно возможностей для предприятий. Минпромторг утвердил 20 отраслевых планов по импортозамещению, в которые включены более двух тысяч проектов. Принимаются меры по субсидированию импортозамещающих производств и т.д.

Переход на российское сырье и оборудование, наращивание производственных мощностей – процесс сам по себе непростой и долгий. Дополнительным тормозом для него оказался недостаточный обмен информацией между органами власти и промышленностью, что усложняет их взаимодействие при реализации проектов. Сказывается на продуктивности работы в данном направлении и слабая кооперация (субконтрактинг) предприятий, выпускающих импортозамещающую продукцию или оказывающих услуги.

В Петербурге преодолеть эти проблемы помогает Центр импортозамещения и локализации (ЦИЗиЛ). Он начал работать в сентябре 2015 г. на площадке четвертого павильона «Ленэкспо». Соглашение между «Экспофорумом» и правительством региона о создании Центра было подписано в текущем году на Петербургском экономическом форуме.

«Новости ЭлектроТехники» – информационный партнер этого единственного в своем роде проекта в России. Материалы компаний, размещенные в журнале, могут быть в pdf-формате присоединены в качестве дополнительной информации к описанию продукта, внесенному в интерактивную базу продукции, формируемую Центром.

Журнал считает необходимым активно участвовать в проектах, способных привлечь внимание к достижениям российских промышленных предприятий.

Директор Центра импортозамещения и локализации Олег Третьяков рассказывает о работе новой структуры, ее планах и возможностях.

– Олег Александрович, что можно назвать сегодня главным в работе Центра и есть ли в каком-нибудь регионе России аналогичные проекты?

– Если совсем коротко, то основная задача нашего Центра, созданного при Комитете по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга, – содействовать предприятиям города в поиске заказчиков из комитетов правительства Санкт-Петербурга, государственных предприятий и компаний с госучастием, то есть среди тех, кто закупает продукцию и услуги на бюджетные деньги.

По сути, наш Центр – информационно-методическая структура, работа которой идет в нескольких направлениях: выставочная часть, деловые программы и мероприятия, консалтинг, аналитический центр, который анкетирует участников мероприятий и обрабатывает данные. Мы создаем также интерактивную базу, в которой собираем информацию о продукции петербургских предприятий и о промышленной продукции, закупаемой госзаказчиками за рубежом.

Наши основные инструменты – это обмен информацией, деловые контакты, консультации, а результативность нашей работы будет оцениваться по вполне конкретным показателям, таким как объем замещенной продукции, число подписанных контрактов или по крайней мере соглашений о намерениях.

Конечно, от момента заключения соглашения до поставок – путь неблизкий: подготовка документации, испытания, сертификация, опытная эксплуатация. Может пройти и год, и два, и три. В этом случае именно сотрудничество государства и бизнеса может дать нужный импульс и ускорить процесс.

Сотрудники Центра, зная, как организована работа властных структур, комитетов, ГУП, компаний с госучастием, дают предприятиям практически дорожную карту по взаимодействию с такими заказчиками. Ведь нет справочника или сайта, где сказано, как предприниматель может решить насущные вопросы, например оперативно выяснить, нужна ли его продукция городу.

Если говорить о том, существуют ли в России такие же проекты, как наш, то, насколько мне известно, аналогов пока нет. В Москве проходила выставка «Импортозамещение», но постоянной площадки, такой, как наш Центр, куда можно в любой день приходить и обсуждать самые разные проблемы, нет.

– Как сейчас организована работа Центра, на какие промышленные предприятия она ориентирована?

– У нас есть план проведения тематических недель (с ним можно ознакомиться на сайте Центра). В первую очередь мы выбираем те отрасли, где больше импортозависимость. Например, на импорт приходится довольно большая доля закупок в некоторых направлениях энергетики, в здравоохранении, в «Горэлектротрансе». В строительстве многое завязано на оборудование для производства строительных материалов, и в этой области есть к чему стремиться.

Петербургские предприятия могут в течение заинтересовавшей их тематической недели участвовать в работе Центра. Этим предприятиям – резидентам нашей площадки – бесплатно предоставляется стенд для экспозиции и часть выставочного оборудования.

Резиденты могут не только участвовать в мероприятиях, запланированных в программе недели, но и провести своё. Для этого Центр бесплатно предоставляет им площадку (конференц-зал, медиа-центр) и помогает в организации.

Если говорить об электротехнике и энергомашиностроении, то в качестве резидентов с Центром уже сотрудничают такие предприятия и организации, как «Позитрон», «Звезда-Энергетика», НИИЭФА им. Ефремова, «Светлана-Оптоэлектроника», завод «Измеритель», ГК «Севкабель», НИАИ «Источник», «Ракурс-инжиниринг», «ЭКФ Электротехника» и др.

Наша целевая аудитория – это предприятия, которым нужна методическая помощь и некий коллективный менеджер по Government Relations (GR, джиар). В переводе с английского это означает взаимодействие с органами государственной власти, соответственно GR-менеджеры – это специалисты, контактирующие с госструктурами. Для производителей, обращающихся в Центр, мы как раз такой коллективный GR, к которому они приходят, получают консультации и, если нужно, письма о поддержке от нашего комитета в сторонние структуры.

Так как в крупных компаниях есть свои специалисты по GR, которые помогают разобраться в ведомственных лабиринтах, в число наших резидентов входят в основном средние по масштабу промышленные предприятия.

Как мы оказываем методическое содействие? Например, приходят промышленники, у которых есть интересная продукция и им нужна помощь, чтобы выйти на первое лицо комитета и убедить его дать согласие на проведение тестовых испытаний. Или оборудование уже применяется в отдельных подразделениях госпредприятия, но производитель хотел бы увеличить объемы поставок. В подобных случаях мы помогаем предпринимателям разобраться, в какую структуру, отдел, департамент или фонд им стоит обратиться. Потому что здесь открытая площадка, председатели комитетов и я всегда на месте. Промышленники могут спокойно подойти, задать вопросы, и мы состыкуем их с теми, с кем нужно, посоветуем, куда обратиться.

– То есть сейчас предприятие должно приходить с готовой продукцией?

– Когда есть готовая продукция, но требуется, например, сертификация, тестирование. Вот на этой стадии мы уже можем помочь. А когда продукт находится на стадии идеи, то нужно обращаться в бизнес-инкубатор, например такой, как «Ингрия», в фонд поддержки предпринимательства.

– Сотрудничает ли Центр с предприятиями из других регионов?

– Да, ведь в этом случае мы помогаем нашим предприятиям находить рынки сбыта за пределами Петербурга. У нас есть план регионального сотрудничества. Если какой-либо регион как официальный партнер проводит в Центре мероприятия, то он получает возможность представить на своем стенде определенное количество компаний, работающих на его территории. Например, на нашей площадке уже прошли Дни Челябинской области и Дни Архангельской области.

– Каким образом потенциальные заказчики участвуют в работе Центра?

– Мы можем это рассмотреть на примере «Газпрома». Ему необходимо заместить линейку импортного оборудования для добычи нефти и газа, попавшего под санкции, поэтому корпорация сейчас активнее всех участвует в работе Центра. В рамках деловой программы недели «Газпрома» были представлены первые 12 предприятий Петербурга, которые прошли аудит, сертификацию и сейчас готовятся к поставкам своей продукции для «Газпрома».

В данном случае «Газпром» сам формировал деловую программу, привлекал предприятия, которые рассказывали о своей продукции. Наш Центр приглашал предприятия, которые по каким-то причинам не попали в поле зрения структур «Газпрома». Потому что на данном этапе нет базы, позволяющей понять, кто какими компетенциями обладает. Кроме того, многие отечественные предприятия не привыкли особо себя рекламировать.

Активно участвовали в работе Центра такие заказчики, как «Водоканал СПб», Петербургский метрополитен. Когда планировали программу недели энергетики, мы плотно работали с Комитетом по энергетике и промышленности в части составления программы и привлечения предприятий на экспозицию. В планах на следующий год – пригласить представителей всех госкорпораций и соответственно проводить тематические недели «Ростеха», «Россетей» и так далее.

Пользуясь тем, что в течение тематической недели все заинтересованные предприятия собираются на нашей площадке, мы устраиваем биржу субконтрактинга. Здесь представители основных госпредприятий выделяют время компаниям, которые хотят стать их поставщиками. То есть в зоне деловых контактов Центра профильные чиновники ждут для переговоров поставщиков услуг и подрядчиков, которые могут провести короткую презентацию, рассказать, что могут сделать и по каким ценам.

– Хотелось бы подробнее поговорить о базе, которую создает Центр. Каким образом она формируется?

– Сейчас пополнением базы занимаются наши сотрудники. Всех, кто участвовал в работе Центра, просят присылать информацию в электронном виде. При желании компании могут сами вносить данные в базу, зайдя по ссылке: http://base.importnet.ru.

Надо сказать, что не все компании готовы и хотят представлять информацию для базы. Если на Западе инженера сразу учат маркетингу и пониманию, что и как нужно патентовать, каким образом продвигать, как лучше описать, чтобы через поисковую систему потенциальный заказчик легко находил твой продукт, то наши промышленники очень редко задумываются об этом.

В настоящее время в рамках базы формируются три каталога: производимая отечественная продукция; компетенции компании (возможность увеличить объем производства, разработать новые продукты и т.д.); закупаемая импортная продукция.

Пока Центр работает как агрегатор этих данных, чтобы понять масштаб проекта и формат. Раньше мы не собирали информацию в таком объеме, и сейчас нам нужно понять, в каком формате ее целесообразно аккумулировать, сохранять и использовать.

И уже после этого будет объявлен конкурс, подготовлено техническое задание и разработан сайт. Есть определенные процедуры, которым мы должны следовать, потому что это государственный сайт.

Сейчас мы принимаем информацию в формализованном виде. Первые два каталога ориентированы на госзаказчиков, работающих по закону № 44-ФЗ, и корпоративных заказчиков, работающих по закону № 223-ФЗ.

Каталог закупаемой импортной продукции поможет отечественным производителям определить позиции, которых нет на рынке Российской Федерации или их качество не удовлетворяет требованиям заказчиков. Для его формирования используются такие источники, как информация комитетов, например Комитета по госзаказу, и каталоги закупаемых изделий, создаваемые крупными предприятиями.

– Удается ли в результате этой работы найти перспективные ниши для развития предприятий?

– Для этого и формируется промышленная политика. Если в каком-то сегменте рынка нет достойного предложения, то идет поиск инвесторов, которые готовы строить эти предприятия. Или существующим предприятиям объясняют: есть гарантированный заказ в России, инвестируйте в оборудование, доведите продукты до нужного уровня.

Раньше как было? Не хотят производители работать в каком-то сегменте рынка – и не надо. А сейчас всем нужно выживать и соответственно необходимо использовать внутренний спрос для стимулирования инвестиций. То есть наш Центр работает над тем, чтобы превращать внутренний спрос в инвестиции и тем самым стимулировать развитие экономики Санкт-Петербурга.



Очередной номер | Архив | Вопрос-Ответ | Гостевая книга
Подписка | О журнале | Нормы. Стандарты | Проекты. Методики | Форум | Выставки
Тендеры | Книги, CD, сайты | Исследования рынка | Приложение Вопрос-Ответ | Карта сайта




Rambler's Top100 Rambler's Top100

© ЗАО "Новости Электротехники"
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции
При цитировании материалов гиперссылка на сайт с указанием автора обязательна

Segmenta Media создание и поддержка сайта 2001-2024